0
120
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

25.12.2025 17:25:00

Белый дом и черное золото

Операция против Венесуэлы может стать шаблоном для силовых действий США против других стран Латинской Америки

Владимир Пряхин

Об авторе: Владимир Федорович Пряхин – доктор политических наук, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, член Совета Ассоциации российских дипломатов.

Тэги: сша, операция против венесулы, латинская америка, операции сша по смене режимов


сша, операция против венесулы, латинская америка, операции сша по смене режимов Коллаж НГ-Online

В фокусе внимания Дональда Трампа – строптивая Венесуэла. Именно к ее побережью устремилась армада американских военных кораблей, с палубы авианосца Gerald Ford взлетают самолеты ВВС США, блокирующие небо страны, крупнейшей в мире по доказанным запасам нефти.

Формальным поводом для антивенесуэльской кампании служит контрабанда наркотиков из этой страны в Соединенные Штаты. Внешне это выглядит достаточно логично, если учесть, что наркотики уже стали настоящим бичом американцев. Борьба с наркотрафиком перерастает в объявленную Трампом священную войну за здоровье и безопасность страны.

Но здесь возникает целый ряд вопросов. Без всякого суда и следствия у берегов Венесуэлы потоплено два десятка скоростных лодок, погибло свыше 80 человек, причастность которых к наркотрафику не доказана. Всеобщее возмущение даже в самих США вызвало циничное добивание американскими летчиками уцелевших после первого авиаудара «наркотрафикеров».

И все это без согласия и ведома правительства суверенного государства Венесуэлы, которое Белый дом бездоказательно обвиняет в пособничестве контрабандистам. Нет и речи о том, чтобы привлечь к «антинаркотической операции» компетентные международные организации, в том числе структурные подразделения ООН, отвечающие за противодействие незаконному обороту наркотиков. В этом свете вся «кампания против преступности» выглядит как дымовая завеса для свержения неугодного Белому дому президента Боливарианской Республики Николаса Мадуро.

Надо сказать, что операции по смене режимов в Латинской Америке США осуществляли и раньше. Всем памятен путч в Чили в 1973 году и убийство президента Сальвадора Альенде. Но Венесуэла не Чили, и на улице сейчас не 1973-й, а 2025 год. Попытки инспирировать генеральский путч в Каракасе успехом не увенчались. Дело в том, что нынешний венесуэльский режим уходит своими корнями как раз в военную армейскую среду. Создателем его был харизматичный полковник Уго Чавес, оставивший о себе добрую память у венесуэльских бедняков.

Спрашивается, зачем Трамп пошел, что называется, ва-банк и готов чуть ли не к военной интервенции против Венесуэлы? Прежде всего эта экспансия соответствует амбициям хозяина Белого дома, стремящегося сделать Америку снова великой. А что может быть большим символом величия, чем присоединение к Америке самого большого в мире острова Гренландия и овладение ресурсами богатейшей нефтью страны в Латинской Америке?

«Лидерство США в Западном полушарии есть условие нашей безопасности и процветания – условие, которое позволит нам уверенно заявлять о себе там и тогда, когда это необходимо в регионе. Условия наших альянсов и условия предоставления любой помощи должны зависеть от ослабления враждебного внешнего влияния – от контроля над военными объектами, портами и ключевой инфраструктурой до приобретения стратегических активов в широком смысле слова». Так записано в новой Стратегии национальной безопасности США. И из этого логично следуют действия Вашингтона в отношении Каракаса.

Но тут у Трампа возникают трудности. Он сам и его окружение прекрасно понимают: интервенция в Венесуэлу – это отнюдь не легкий променад, есть риск столкнуться с серьезными потерями личного состава американских ВС. Это наверняка отрицательно скажется на рейтинге и Трампа, и его команды, и всей Республиканской партии.

Второе обстоятельство, которое также следует учитывать Белому дому, – блокада Венесуэлы делает ее весьма важным фигурантом на мировой политической шахматной доске. Отвлечение сил и средств США в Латинскую Америку неизбежно отрицательно сказалось бы на их вовлеченности в украинские дела, а это не может не вызвать озабоченности у европейских союзников США по НАТО. Их отношение к США с приходом Трампа в Белый дом и без того переживает сложный период.

Третье, не менее важное обстоятельство заключается в том, что в конфликте с Венесуэлой бόльшая часть латиноамериканских государств поддерживать Вашингтон не будет. Конечно, речь не идет о военной поддержке Каракаса, скажем, Бразилией или Аргентиной, но очевидно, что как минимум их общественное мнение будет на стороне Венесуэлы.

Кроме того, своими действиями США рискуют наступить на больную мозоль другого важного игрока на мировой политической сцене – Китая. Пекин – крупный импортер венесуэльской нефти, а США 20 декабря подтвердили перехват своими военными кораблями танкера Centuries, который шел под флагом Панамы с грузом для нефтяного трейдера из КНР, поставляющего топливо на китайские нефтеперерабатывающие заводы. При этом судно не находится под американскими санкциями.

Реакция Пекина не заставила себя ждать. Официальный представитель МИД КНР, заявил, что Китай выступает решительно против произвольного задержания Соединенными Штатами иностранных судов и применения незаконных односторонних санкций.

Поддержку Каракасу выразила и Россия. На состоявшемся 23 декабря заседании Совбеза ООН постпред России Василий Небензя заявил, что Москва решительно осуждает действия американских военных, которые захватили нефтяные танкеры и устроили морскую блокаду у берегов Венесуэлы. Давление на Каракас, по его словам, происходит ради смены власти в стране. Подобные действия могут стать шаблоном для будущих силовых действий США против других латиноамериканских государств.

Представитель Венесуэлы при ООН Самуэль Монкада пояснил, что за угрозами Вашингтона Каракасу стоят интересы нефтяных корпораций Conoco Phillips и Exxon Mobil, «которые являются пионерами в краже венесуэльской нефти». Он считает, что США вновь хотят превратить Боливарианскую Республику в колонию.

Таким образом, мы видим, что завязывается новый конфликтный узел в мировой политике. Дальнейшие попытки развязать его силовым путем могут осложнить и без того непростую геополитическую ситуацию.  Некоторые аналитики даже склонны ожидать глобальный торгово-экономический кризис с учетом важности поставок венесуэльской нефти на мировой рынок.

В то же время нет сомнений и в том, что при наличии доброй воли венесуэльский кризис может быть разрешен дипломатическим путем. Главным условием такого урегулирования является отказ Белого дома от претензий на чужое черное золото – национальное достояние Венесуэлы.


Читайте также


Ирак боится появления в небе израильских самолетов

Ирак боится появления в небе израильских самолетов

Игорь Субботин

Шиитские группировки обсуждают с Багдадом разоружение

0
932
Константин Ремчуков: Си Цзиньпин выступил против гигантизма и парадности «экономики выставленных счетов»

Константин Ремчуков: Си Цзиньпин выступил против гигантизма и парадности «экономики выставленных счетов»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 22.12.25

0
1189
США связали "Дорогой Трампа" Южный Кавказ и Центральную Азию

США связали "Дорогой Трампа" Южный Кавказ и Центральную Азию

Игорь Селезнёв

0
1698
Об искусстве находить компромиссы в мировой политике

Об искусстве находить компромиссы в мировой политике

Михаил Стрелец

Москва и Вашингтон имеют опыт достижения взаимовыгодных и равноправных договоренностей друг с другом

0
1341