Иллюстрация Pixabay.com
Несколько чрезвычайных происшествий в декабре 2025 года шокировали российское общество. 15 декабря в Санкт-Петербурге девятиклассник напал с ножом на учительницу, нанеся ей несколько ранений. Всего день спустя, 16 декабря, в подмосковном поселке Горки-2 15-летний подросток совершил нападение с ножом, в результате которого погиб учащийся школы, были ранены охранник и другие дети, и, как сообщали СМИ, атаковавший тоже пытался найти одного из своих учителей.
Нападения на педагогов в российских образовательных учреждениях представляют серьезную проблему. За 2024 год в России было зарегистрировано 13 вооруженных атак на школы в 11 регионах, из которых 11 были пресечены на стадии приготовления. Проблема не ограничивается только физическими нападениями: минимум 70% учителей сталкивались с буллингом в той или иной форме, а каждый второй педагог испытывал угрозы от учеников. Кроме того, 42% учителей подвергались кибербуллингу с использованием оскорбительных писем и постов в социальных сетях.
Почему же дети ведут себя в школах так агрессивно? Это обусловлено сложным сочетанием нескольких групп факторов. Например, персональные и психологические факторы включают низкий уровень воспитания, неадекватную заниженную самооценку, высокую импульсивность, ограниченное чувство самосохранения современных школьников. Значительную роль играют психологические проблемы – например, чувство неуверенности в себе, проблемы с самооценкой и эмоциональный дискомфорт. Подростки нередко испытывают травматические события – ссоры с друзьями, конфликты с одноклассниками или педагогами, – которые резко меняют их поведение. По данным Всемирной организации здравоохранения 70% школьников нуждаются в коррекционной помощи, что свидетельствует о глобальных проблемах с психическим здоровьем.
Влияние семьи и социальной среды на детей остается одним из главных факторов. К социальным причинам агрессивности детей и подростков относятся отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, семейное насилие. Важную роль играют демонстрация жестокости в семье, модели агрессивного поведения. Доступность жестокого контента, публичная вербальная и невербальная агрессия на ТВ и в интернете – все это бессознательно оставляет отпечаток на подростке, особенно если его психика неустойчива.
Школьная среда также создает дополнительное давление на детей. Буллинг со стороны сверстников, конкуренция в учебе, строгое отношение педагогов (часто субъективное неформальное отрицательное отношение), неудачи в учебном процессе – все это может спровоцировать агрессивные реакции. Если подросток чувствует себя униженным или недооцененным, он часто защищается, нападая на других. Особую опасность представляет ощущение беспомощности и отчаяния, которое возникает в школьной обстановке.
Влияние цифровых технологий и социальных сетей становится все более значимым. 42% подростков сталкиваются с травлей в социальных сетях, что приводит к снижению самооценки и ощущению одиночества. Подростки с выраженной агрессией регулярно просматривают видео, запечатлевшие жестокое обращение с животными и людьми, и активно потребляют другой подобный контент. Исследования показывают, что сцены насилия в соцсетях и агрессивное поведение усиливают друг друга.
Особенно серьезной проблемой в последнее время становится буллинг педагогов. Он отличается от школьной агрессии в целом. Травля учителей часто направлена на молодых специалистов, недавно пришедших в школу, у которых еще нет авторитета в коллективе. Учителей травят за внешний вид, особенности речи или другие внешние характеристики. Травля вредит не только самому педагогу, но создает токсическую атмосферу для всех участников образовательного процесса. Ученики испытывают страх, если знают, что от насилия не застрахованы даже взрослые. Другие учителя постоянно обеспокоены вопросом: «А вдруг завтра это случится и со мной?» Эта атмосфера страха и недоверия деструктивна для всего школьного сообщества.
Каким же образом учителя могут получить защиту? Есть решение на административном уровне – учитель может направить обращения в органы управления школы с просьбой применить дисциплинарные взыскания к ученикам, нарушающим и ущемляющим его права. Педагог может добиться и правовой защиты, обратившись в суд или правоохранительные органы. Однако эффективность этих механизмов остается сомнительной из-за низких показателей обращений в правоохранительные органы – менее 1% пострадавших учителей используют эту возможность, и в целом замалчивание проблемы усугубляет ее.
Профилактику нужно вести на уровне школы. Например, директор должен рассматривать буллинг как системную проблему, требующую комплексного решения, разработать и внедрить политику по нулевой толерантности к такому явлению, обучить педагогов методикам выявления и предотвращения травли, создать команду специалистов (психолог, социальный педагог, классные руководители), проводить регулярные профилактические мероприятия с родителями, фиксировать все случаи травли, применять справедливые и соразмерные дисциплинарные меры, оказывать психологическую помощь как жертвам, так и агрессорам.
Решать проблему агрессии в школах – как по отношению к учителям, так и по отношению к школьникам – важно, используя комплексный, многоуровневый подход. В процессе должны участвовать психологи, учителя, родители и правоохранительные органы. Корень проблемы часто лежит в психологическом благополучии подростков. Школы и родители должны сосредоточиться на создании поддерживающей атмосферы, где подросток может свободно выражать свои эмоции и чувства без страха.


