Фото Reuters
Посол Афганистана в Москве Гуль Хасан анонсировал возможное появление в России афганских трудовых мигрантов. По словам главы талибской дипмиссии, его страна располагает большим количеством молодых трудоспособных людей, которые могут чуть ли не завтра выехать на работу в РФ. Заявление Гуль Хасана вызвало неоднозначную реакцию в российском обществе: граждане опасаются, что под видом трудовых мигрантов из талибского «эмирата» в нашей стране появятся террористы и торговцы наркотиками.
Современный Афганистан – действительно очень молодая страна. По разным оценкам, люди в возрасте до 30 лет составляют от 70 до 80% ее населения. И в Афганистане у молодых людей практически нет будущего. После прихода к власти в августе 2021 года движения «Талибан» в Афганистане обострились все основные социальные и экономические проблемы. В крайней бедности и нищете живут до 90% афганцев, экономика и социальная сфера уверенно деградируют из-за отсутствия инвестиций. Безработица, инфляция, рост цен, отсутствие перспектив на родине заставляют граждан страны искать самые разные способы бегства за границу. Ради возможности выехать за пределы Афганистана многие афганцы сейчас отдают не только последние сбережения, но и нередко продают свои почки и даже родных детей.
Социально-экономическая безнадега усиливается абсолютным равнодушием талибских властей к нуждам фактически взятого ими в заложники почти 40-миллионного населения Афганистана. Представители режима «яростных мулл» неоднократно публично заявляли, что не обещали никому хорошей жизни в смысле достойного заработка, работы и перспектив на будущее: достаточно того, что в стране якобы построена на принципах шариата идеальная «исламская система», которая сама по себе должна считаться великим счастьем для афганцев. Кто с этим не согласен, обязан либо молчать под угрозой наказаний, либо искать пути бегства из шариатского рая.
Граждане Афганистана бегут в самые разные страны. До недавнего времени это были прежде всего Пакистан и Иран. Однако не так давно их власти приняли решение по разным причинам депортировать на родину большую часть афганских мигрантов. Несколько миллионов человек были вынуждены вернуться в Афганистан, где для них нет ни работы, ни нормального жилья, ни реальной поддержки со стороны «исламской системы» талибов.
В других странах выходцев из Афганистана сегодня не ждут: в Европе миграционный бассейн переполнен беженцами с Украины и Ближнего Востока, Америка с приходом Дональда Трампа ставит на пути мигрантов все более непреодолимые заслоны. Какая-то часть афганцев пытается просочиться в государства Персидского залива и в республики Центральной Азии, но этого недостаточно: эти страны не могут пустить к себе миллионы граждан Афганистана, поскольку нередко сами имеют избыток трудовых ресурсов.
Талибы всерьез обеспокоены проблемой «утилизации» афганской молодежи, которой они не могут предложить перспективного будущего. Не будучи в состоянии создать необходимые рабочие места и обеспечить минимальный уровень относительно приемлемой жизни, «яростные муллы» ищут способы переложить ответственность за решение социально-экономических проблем граждан Афганистана на другие страны. В частности, на Россию, которая, по разным оценкам, нуждается не менее чем в 10 млн дополнительных работников для различных сфер национальной экономики.
Отсюда и недавние заявления посла «Талибана» о готовности поставлять в российские регионы молодых афганских гастарбайтеров – чтобы сбросить на Москву необходимость заботы о них и об их семьях. Ведь если излишки афганской молодежи, не включенной в талибские вооруженные формирования и проекты, под любым предлогом не убрать из Афганистана, то рано или поздно доведенные до отчаяния молодые люди могут примкнуть к оппозиционным группам. Или того хуже – к уверенно набирающему силу афганскому филиалу «Исламского государства» (ИГ, террористическая организация, запрещенная в РФ), что обещает большие неприятности талибской «исламской системе».
Возможно, кто-то в Москве согласен помочь талибам спасти их режим, взваливая на плечи россиян проблему трудоустройства и спасения от голодной смерти афганских молодых мужчин. Но здесь есть одна важная проблема, которую следует учитывать, чтобы не допустить появления в РФ еще одной беды вроде теракта в «Крокус Сити Холле». Нападение на концертный зал, напомним, было совершено в марте 2024 года сторонниками афганского филиала ИГ. Дело в том, что за последние четыре года талибские власти предоставили гражданство Афганистана неопределенно большому числу самых разных лиц. В том числе боевикам, воевавшим в Пакистане, Сирии, Ираке и затем перебравшимся в талибский эмират. Среди этих боевиков как минимум несколько сотен оперативников, вербовщиков, пропагандистов запрещенных в РФ террористических организаций: «Аль-Каиды», «Хайят Тахрир аш-Шам», пакистанского «Талибана», уйгурских джихадистских групп, наконец, того же ИГ. Формально все они теперь граждане Афганистана и могут в перспективе въехать в Россию под видом трудовых мигрантов. У российских властей нет практических возможностей для реальной проверки и выявления этих лиц. Доверять же честному слову и гарантиям талибов в таких случаях могут только совсем наивные люди.
Между тем, согласно отчету паспортного управления талибского правительства, в Кабуле и в провинциях Афганистана с начала 2026 года было выдано более 787 тыс. паспортов. Их выдают только тем, кто хочет выехать за границу. Эти цифры показывают, сколько жителей Афганистана хотят сбежать из талибского «рая».
Угроза проникновения в РФ под видом афганских трудовых мигрантов и с афганскими паспортами вербовщиков, разведчиков и террористов-смертников радикальных джихадистских группировок сегодня более чем реальна. Как и расширение на российские города новых криминальных сетей поставок наркотиков и транзита нелегальной миграции из Афганистана и региона Южной и Центральной Азии. Реальные бедолаги-афганцы, которые надеются на последний счастливый шанс, чтобы вырваться из безнадеги талибского концлагеря, почти неизбежно окажутся всего лишь «легендами прикрытия» для различных террористических проектов, организуемых сегодня на территории Афганистана. И они же первыми пострадают, если, не дай бог, случится ЧП в каком-то российском городе.

