0
6233
Газета Кино Интернет-версия

03.04.2002 00:00:00

Он не любил "актеров-подробников"

Тэги: тарковский, чугунова


- Марианна Сергеевна, вы работали с Андреем Тарковским почти на всех его фильмах. Много ли было цензурных придирок?

- "Зеркало" Тарковский сдавал пять раз. Все время приходилось делать поправки. Каких-то вещей в приемной комиссии просто не могли понять. Например, заставили включить в эпизод реплику "Маруся, что с тобой?..", когда героиня вздымается в воздух. Иначе считали, что ничего не понятно. Или не понимали, почему в испанской хронике девочка поворачивается к зрителю и вдруг на ее лице появляется испуг, а дальше следуют эпизоды со стратостатом и с "ободранной" Советской армией. Якобы все это подчеркивало, что армия отступает. На самом деле имелся в виду эпизод из военных действий у залива Сиваш в 1943 году, когда Советская армия как раз наступала. А "ободранность", если уж на то пошло, еще не указывает впрямую на победы или на поражения армии. Однажды какой-то человек написал возмущенное письмо о том, что он жил себе спокойно, но вот как-то сходил на фильм Тарковского и после такого кино стал слишком много задумываться о смысле жизни. А ведь это плохо. Надо, чтобы людям показывали простые комедии и чтобы ни о чем не думалось.

- Это было в советское время?

- Да нет! Такое письмо пришло уже в комиссию по творческому наследию Тарковского, то есть где-то в 1987-1988 годах, в перестройку.

- Как Тарковский выбирал актеров на роли?

- Он все знал заранее. Даже когда только еще писал заявку, в низу заявки уже значился точный список актеров, распределенных на роли. И Стругацкие писали сценарий "Сталкера", уже имея перед собой фотографии конкретных исполнителей. Вот, пожалуй, только на Криса в "Солярисе" Тарковский далеко не сразу нашел актера - Донатаса Баниониса. Потом я однажды слышала, как Банионис рассказывал: мол, на пробах он чувствует, что-то у него не получается. А он тогда еще не видел "Андрея Рублева", в то время запрещенный фильм. И вот он сказал Тарковскому: "Андрей Арсеньевич, покажите мне "Андрея Рублева"! И Тарковский будто бы повел его в маленький зальчик, закрыл там, Банионис посмотрел в одиночестве картину, все понял, и это ему помогло. А на самом деле все происходило совсем не так. Мы специально с ассистентом Тарковского режиссером Валерием Харченко заранее организовывали Банионису этот просмотр в каком-то закрытом институте, боялись, что нас застукает ОБХСС.

- А с выбором актрис у Тарковского тоже не было никаких проблем?

- Ой, нет, что вы! На "Солярис" перепробовали стольких!..

- Кого, например?

- Нет, лучше не буду говорить, это будет неэтично, к тому же есть среди них очень известные. Актеры многие уже поумирали. А актрисы все живы - обидятся. Найти подходящую исполнительницу для "Соляриса" было сложно. Целый год шли пробы. Иногда в один день пробовалось сразу несколько актрис. Они тоже, как правило, спрашивали: а кто еще? Им ведь важно знать, насколько они вписываются в общее направление, интересующее режиссера. Мы им не говорили. И вести на пробы тоже старались разными путями, чтобы они как-нибудь не пересеклись. Но как назло две претендентки иногда все же сталкивались.

- Но окончательный выбор пал на Наталью Бондарчук┘

- Тарковского пришлось долго уговаривать, чтобы он взял на роль именно ее. Она в то время училась на последнем курсе института. И за тот год, пока длились пробы, она как бы постепенно "погрузилась" в мир картины, подготовилась к съемкам. С ней надо было долго работать. И гримеры ее по два часа гримировали. И свет долго ставили┘

- Как Тарковский вел себя со съемочной группой? Чего он не любил?

- Во время самого съемочного процесса не допускалось никакого расслабления ни на минуту. И Тарковский мог держать и всех и себя в чудовищном напряжении и сосредоточенности. А потом мог играть в карты┘ Помню, когда шли съемки "Сталкера", вокруг росло огромное количество грибов. Костюмеры актеров оденут, реквизиторы свои дела сделают, и все занимаются грибами. Тарковский появляется - а все сидят и чистят маслята. Я уже сама готова была на кого-то с ножом пойти! Да уберите вы эти грибы!.. А вообще Тарковскому не нравилось, когда актеры долго допытывают, в чем зерно роли, размышляют по системе Станиславского. Таких Тарковский называл "актер-подробник". Вот за что Тарковский всегда особенно любил Толю Солоницына, за то, что тот никогда ничего не спрашивал, а просто делал, что ему режиссер скажет.

- После работы на фильмах Андрея Тарковского вам было проще или труднее с другими режиссерами?

- Другие не требовали от меня таких сложных вещей, какие мог потребовать он. Ведь какие только схемы Тарковский не рисовал, подготавливая кадр. Актеры должны были находиться на высоте определенного уровня. Это в павильоне просто устроить. А на натуре? Там ведь нет специальных щитков. Однажды я уже подкладывала, подкладывала кирпичи. Ну нету больше! Я говорю: "Что ж мне, вагон кирпичей с собой возить?" Тарковский отвечает: "Да, возить". Еще Тарковский обязательно всю природу обрабатывал, подкрашивал. Просто так у него в кадр ничего никогда не попадало.

- Как Тарковский относился к оценкам и интерпретациям своих фильмов?

- Он не любил, когда очень ругают - ну, это понятно. Но не любил и когда хвалят взахлеб - в статьях того времени такого быть не могло, но в устной форме случалось, и тогда он пугался┘ Тарковский мог согласиться и с какой-то чужой трактовкой эпизода, которую он сам сознательно в этот эпизод не закладывал, не подразумевал. А вообще он считал, что адекватного толкования быть не может - могут быть люди, которые чувствуют приблизительно так же, как он сам. Например, Тарковский говорил, что кино для него - очень высокое искусство, между музыкой и поэзией. И актер Эрланд Йозефсон, снимавшийся в "Жертвоприношении", тоже однажды сказал, что кино для него находится где-то рядом с музыкой и поэзией. Хотя наверняка он не знал, что Тарковский считал почти так же. Значит, возможны подобные совпадения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
840
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1454
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1660
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1194

Другие новости