0
2028

17.01.2002 00:00:00

Форма внутренней свободы

Тэги: Генисаретский, Зильберман


Олег Генисаретский, Давид Зильберман. О возможности философии. Переписка 1972-1977 годов с примечаниями, комментариями и приложениями. Подготовка издания Владимира Рокитянского. - М.: Путь, 2001, 352 с.

НА ОБЛОЖКЕ книги - имена двух авторов, но в самой книге их оказывается больше. Это переписка круга русских мыслителей, так или иначе организованная вокруг фигуры Давида Зильбермана (1938-1977) - выдающегося философа, до сих пор еще не очень изданного в России и, соответственно, не вполне оцененного. Среди немногих оценивших о значении Зильбермана писал Александр Пятигорский.

Но при всей значительности Зильбермана важны все люди, принимавшие участие в изданной переписке: Генисаретский, Пятигорский, Юрий Левада (ныне известный как социолог), религиозный мыслитель Евгений Шифферс. Это были авторы разных воззрений. В большей или меньшей степени они участвовали в широкой московской общности, в которую входили еще и Борис Грушин (за социологическими занятиями Грушина и Левады стоит проделанный каждым из них философский путь), Мераб Мамардашвили, Георгий Щедровицкий, Александр Зиновьев (в ту пору, в 60-70-е, занимавшийся не обличением американского империализма, а философской логикой) и Владимир Лефевр. Учитывая, что некоторые авторы этого круга сознательно вырастали из марксизма, а некоторые его решительно отвергали (Шифферс), с советским марксизмом этот круг в любом случае не имел почти общего. Это было пространство философских дискуссий с некоторой общей проблематикой и - как теперь становится ясно - с более или менее выраженным интересом к человеческой реализации философии, с общим интересом к тому, как философская работа человека взаимосвязана с его психологической и социальной жизнью, с его поведением в культуре.

В основе книги - переписка Зильбермана с Олегом Генисаретским (р. 1942), который и ныне работает в Москве как философ, искусствовед и социальный аналитик. Зильберман был родом из Одессы, в конце 60-х - начале 70-х учился в Москве в аспирантуре, в 1972 году вернулся в Одессу, в 1973 году эмигрировал в США, в 1977 году погиб там в автомобильной катастрофе. В Америке он пользовался огромным уважением: на его лекции по индийской философии ходил Мирча Элиаде, с ним общались Герберт Маркузе и Роман Якобсон, в Бостоне его дважды пытались уволить из университета - и дважды были вынуждены оставить, потому что студенты устраивали демонстрации и голодовки протеста.

Зильберман один раз определил свою работу афористически: "Предмет моих занятий может быть назван взаимодействием (игрой) мыслителя с системой мысли". Александр Пятигорский описывает это же более пространно:

"┘Он решил разработать особую систему квазифилософии, но такую, что схватить его за руку и сказать: "Поймал еще одного универсалиста-систематолога!" - никому бы не удалось... Потому что он тут же бы и ответил (и так на самом деле и отвечал): "Я работаю над модальной методологией, которая работает с разными философскими системами как с объектами. При том, что сами эти системы работали со своими объектами как с природными сущностями. Но я работаю со своими объектами, то есть с этими системами, как с тем, что не природно, искусственно, потому что вся моя работа - искусственна┘" ┘Знание, как и язык, остается за пределами модальной методологии, как, впрочем, остается вне ее и все, что есть, ибо она занимается только тем, что может или должно получиться при наличии особой мыслительной работы".

Вероятно, в основе такой деятельности - можно назвать ее квазифилософией, можно игрой - есть идеал аскезы, требование усилия самостроительства. Зильберман (как и другие люди того же круга - например, Пятигорский) очень интересовался древней индийской философией, считал ее более проработанной, чем современная европейская - не поэтому ли? Ведь индийская философия была в большинстве случаев очень жизненной, очень практичной: миманса истолковывала ритуал, йога учила об освобождении┘ И поэтому - именно из-за жизненности своих задач - она могла стремиться к точности и даже педантизму: Лев Выготский ведь написал, что знак есть орудие внутренней работы, стало быть - знак должен быть максимально проработан.

Книга, подготовленная Владимиром Рокитянским, кажется, позволяет осознать, какая культурно-психологическая реальность стояла за устремлениями таких разных мыслителей, как Шифферс, Щедровицкий, Зильберман и Мамардашвили. В случае Зильбермана важно еще вот это чувство одиночки (вероятно, совсем другое чувство одиночества было и у позднего Мамардашвили). Может быть, его отчаянное недовольство Америкой - при том, что свой американский опыт он считал очень полезным и из Америки надолго уезжать не планировал, - происходило не только от того, что 70-е годы для Америки в самом деле были нравственно непростыми, но еще и от того, что его выстроенная годами форма внутренней свободы натолкнулась в Америке на совершенно другое понимание человека?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
946
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
507
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
509
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
457