0
1418

27.10.2005 00:00:00

Шахматы на развилках

Тэги: Карацуба, Курукин, Соколов, Выбирая свою историю


Ирина Карацуба, Игорь Курукин, Никита Соколов. Выбирая свою историю. "Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов. - М.: КоЛибри, 2005, 638 с.

Замысел трех профессиональных историков исключительно интересен: описать русскую историю через последовательность "развилок" - моментов, в которые она имела возможность "пойти по одному из нескольких принципиально разных путей". Авторы называют свой труд "антиучебником", обещая показать "спектр альтернатив, которые держали в голове участники событий", реальные возможности, бывшие в каждой из "развилок", а также какие шансы и почему были упущены.

"История, - предупреждают нас с самого начала, - не имеет объективных законов, кроме тех, которые придумывают пишущие". Отрицается и то, что история чему-либо учит - кроме одного, зато уж несомненного: "Урок истории - это урок свободы. А свобода - это возможность выбора". "Общий ход истории, - цитируют авторы французского историка Курно, - правильнее уподоблять шахматной партии, где каждый новый ход - результат свободного выбора игрока". Из логики выбранной метафоры многовариантность следует автоматически: "Даже у самой примитивной шахматной позиции есть несколько продолжений. Жизнь человеческого общества все-таки делают живые люди: и поэтому она гораздо богаче вариантами". Ничего не возразишь. И что получается?

Судьбоносных точек в истории России предложено двадцать четыре. Причем распределены по историческому континууму они весьма прихотливо. Если на IX, XIII, XIV, XV и XVI века приходится по одной "развилке", то в XVII и XVIII их оказывается уже по три, в XIX - пять, а в ХХ - уже восемь (в Х и ХI - ни одной). Читатель, не задавайся вопросом, почему именно столько; повинуясь чему, растет с приближением к нашему времени их число (не прирастает ли, скажем, по ходу истории свобода воли?). Выкинь из головы дилетантскую сказку об исторических ритмах - она наверняка запросится тебе в голову, едва увидишь, что в начале ХХ века "развилки" буквально лепятся одна к другой: 1903-й, 1907-й, потом расстояния между ними чуть растягиваются: 1917-й, 1928-й, далее огромный скачок - до 1968-го! - а затем плотность вновь растет: 1987-й, 1997-й. Сказано тебе: ничего нет. Кроме свободы выбора.

Больше всего места в каждой из глав достается рассказу вовсе не об альтернативах, но о реальном событийном контексте каждой из "развилок" (в этом "антиучебник" не так уж отличается от традиционных учебников, где история тоже ведь излагается по выбранным событиям). Кое-где действительно предложен нестандартный взгляд на "канонические" события, особенно - на установление "монгольского ига" и то, как князь Александр Ярославич (тот самый, Невский, святой и благоверный), выбирая "меж ордой и орденом" (Ливонским), склонился в пользу первой: "зависимость Северо-Восточной Руси от Золотой Орды есть результат сознательного выбора и целенаправленной политики князей".

Альтернативы редко анализируются подробно (самый яркий рассказ о них - о событиях в случае успеха декабристского восстания - принадлежит Натану Эйдельману, из которого и дана большая цитата). Они лишь упоминаются, чаще в самом конце глав, иногда в очень общих словах, а то и просто в виде вопроса: "А что было бы, если┘?" Совсем не проговорены альтернативы ни расколу, ни полумифическому "призванию" норманнов, которое, собственно, даже как выбор-то внятно не обозначено┘ Давно дело было, и документов нет┘

Не нужно, однако, быть слишком наблюдательным, чтобы заметить, что повествование на самом деле очень жестко выстроено вокруг одной-единственной темы. Авторы сами об этом говорят: из всех мыслимых линий, по которым можно изложить русскую историю, они выбрали становление гражданского общества - скорее, рассказ о причинах его неудач. В этом смысле наша история выстроена как путь к катастрофе. Едва ли не в каждой развилке из всех возможных вариантов неизменно выбирался наихудший. От выбора к выбору возможности конструктивного развития последовательно отсекались, покамест мы не пришли к ядовито-растерянному восклицанию в конце последней главы, в которой Ельцин - из-за того, что осенью 1997-го олигархи повели себя недостаточно скромно (!) - под новый 2000 год передал наше отечество в руки сами знаете кому: "С Новым годом - с новым счастьем!"

Чем ближе к нашим дням, тем больше историки превращаются в публицистов. Последние главы - начиная с 1968-го - чистая публицистика. Может быть, о столь близких событиях действительно еще трудно говорить объективно (тем более, если объективных законов нет┘). Но есть вещи, понять которые при всем уважении к свободе авторской воли не получается. Как возможно, что с 1928 года по 1968-й в русской истории не случилось ни единой развилки? То, что было, скажем, с 1941-го по 1945-й, просто не упомянуто. Зато как великое поворотное событие описан выход на Красную площадь семерых диссидентов, протестовавших против ввода войск в Чехословакию. Вот что значит свобода выбора. Или авторский произвол.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
557
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
684
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
203
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
768

Другие новости