0
1055

16.02.2006 00:00:00

Поменяли личность на наличность

Тэги: личность, история, россия


О том, что собой представляет роль личности в истории, людям моего поколения рассказывали непрерывно – с младшей школы до последнего вузовского курса.

С одной стороны, нам втолковывали, что историю творят массы, а «единица – вздор, единица – ноль» (слова поэта Маяковского – был такой).

С другой стороны, вдалбливали легенду про человека, который однажды сказал сперва «Есть такая партия!», а потом «Сегодня рано, завтра поздно», отчего в мировой истории началась новая эпоха; кучка раздолбаев, окружавшая этого человека, почему-то не смогла самостоятельно додуматься до этих простых фраз, и вся слава досталась ему одному. А спустя лет пятнадцать после того, как вышеупомянутого автора гениальных фраз спихнули с пьедестала, нам начали рассказывать, что как раз перед ним всей Россией вертел как хотел один малограмотный сибирский мужик с говорящей фамилией и высоким уровнем тестостерона в крови.

Личности, делавшие историю в переломное время скачка от омаразмевшего коммунизма к эмбриональному капитализму, занимались исключительно личными делами, но всякий раз, когда подходил срок переизбираться, начинали толковать про «мандат народного доверия». Народ же, уставший от выписывания мандатов, успел убедиться, что наличность в истории играет гораздо более значительную роль, чем личность.

И все же без личностей истории нет. Особенно хорошо это видно на примере истории культуры. За каждым крупным культурным свершением стоит субъект, персона, индивидуальное дарование. Из каких бы народных глубин творец ни вышел и как бы ни мечтал туда вернуться, он – личность. Даже если был настолько скромен, что не подписал свое творение. А некоторые личности, не создавшие ровным счетом ничего, что могло бы войти в «сокровищницу духа», остаются ценны тем, что не давали современникам заскучать, или тем, что вляпались в крупнейший скандал своего времени. Скажем, поручик Николай Панов, взбунтовавший 14 декабря 1825 года Московский полк. Или граф Федор Иваныч Толстой, умевший ловко передергивать в карты, застреливший на дуэлях 11 человек и женатый на цыганке. Или, если уж на то пошло, Пьер Абеляр: не впутайся он в любовную историю и не лишись сокровенных телесных принадлежностей – оставаться бы ему заурядным толкователем священных текстов.

А вообще-то лучшую интерпретацию пресловутой роли личности в истории дали лет десять назад рекламщики одной американской фармацевтической компании. Показали ряд фотографий немолодых супружеских пар: это родители Гитлера, это родители Сталина, это родители Усамы бен Ладена┘ И под завязку выдали слоган: «Беды не случилось бы, если бы они воспользовались презервативами нашей фирмы!»

Что ж, я согласен. Но лишь отчасти – в данных конкретных случаях, применительно к названным личностям и сыгранным ими в истории ролям. А вот то, что во времена плотника Иосифа и жены его Марии, во времена молодых супругов Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиных не было рекламы – так это очень хорошо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Planet9 доШАГАЛа до ГМИИ

Planet9 доШАГАЛа до ГМИИ

Дарья Курдюкова

К "Декабрьским вечерам Святослава Рихтера" в Пушкинском музее открыли выставку "Радость земного притяжения"

0
899
Россия многоквартирная сталкивается с Россией малоэтажной

Россия многоквартирная сталкивается с Россией малоэтажной

Анастасия Башкатова

Изменение подхода к расселению способно помочь в решении демографических и экономических проблем

0
1359
Венгерский премьер ищет способы сохранить власть

Венгерский премьер ищет способы сохранить власть

Надежда Мельникова

На фоне громкого скандала Виктор Орбан начал реформу, укрепляющую институт президентства

0
1338
КПРФ перегрузит выборы Госдумы-2026 идеологической борьбой

КПРФ перегрузит выборы Госдумы-2026 идеологической борьбой

Дарья Гармоненко

Зюганов требует от партактива обертывать политтехнологии в марксизм-ленинизм

0
1184