0
1109
Газета Краеведение Интернет-версия

21.10.1999 00:00:00

Киев: верх и низ


Д. Шленский, А. Браславец. Андреевский спуск: Культурологический путеводитель. - Киев: Амадей, 1998, 240 с.

УЛИЦА, тем более городская улица, есть самый, пожалуй, загадочный географический (топографический) образ. Это в действительности образ на краю, образ ad marginem, ибо на ней и посредством нее сталкиваются, борются, взаимодействуют совершенно различные географические представления, образы жизни, локализованные случаем в одном урочище. Поэтому-то всякий нетривиальный путеводитель, не увязающий в обычной бытовой фактуре, а стремящийся дать геокультурную ауру места, является, безусловно, культурным событием. К такому событию я и отнесу книгу об Андреевском спуске в Киеве.

На первый взгляд подобная книга вполне укладывается в некую книжную галерею, в которой, безусловно, уже представлены Арбат, Тверская (Москва), Невский и Литейный проспекты (Санкт-Петербург) и т.д. Тем более что и книга Д. Шленского и А. Браславца задумана в серии "История одной улицы", в которой также уже вышла и книга о Крещатике (на украинском языке). Но образ Андреевского спуска, типизируемый поначалу в рамках вполне работоспособного "арбатского образа" (вспомним недавно опубликованную наконец работу С.О. Шмидта в книге "Москва и "московский текст" русской культуры"), становится неповторимо-киевским при внимательном прочтении этой книги. И дело даже не в том, что по московско-петербургским меркам он стал "культовой" улицей Киева, сравнительно поздно обретя наконец свой четко осознаваемый genius loci. Сама геокультурная динамика образа Андреевского спуска имеет весьма неожиданную траекторию.

Географическое положение Андреевского спуска, его локус между низменным, торгово-ремесленным Подолом и нагорной, более аристократической частью правобережного Киева (а рядом ведь древнейший центр города - столицы Киевской Руси, фундаменты Десятинной церкви и великокняжеских палат) всегда способствовало наращиванию, сосредоточению культурно-мифологического, очень разнородного слоя, который и создает прочную образно-географическую базу улицы. Здесь и знаменитые киевские ведьмы, избравшие для своих шабашей рядом стоящую Замковую гору, и миф о нахождении креста, принадлежавшего Андрею Первозванному, и таинственные истории, связанные с Замком Ричарда - одной из двух архитектурных доминант спуска наряду с Андреевской церковью. И здесь-то происходит продуктивное и созидательное столкновение образов.

Воздушно-барочный стиль творения Растрелли борется с модернистски-стандартным Замком Ричарда, но в их борьбу вмешивается внешне ничем не примечательный дом Булгакова. На наших глазах благодаря сначала Виктору Некрасову, а затем усилиям киевской интеллигенции в 1980-1990 гг. место действия романа "Белая гвардия" обрело свой настоящий географический образ, и Дом-музей Булгакова, вместе с музеем одной улицы, расположенный уже в самом конце спуска, выступает как геолитературный топос, формирующий образную топографию Андреевского спуска. И не случайно поэтому значительную часть книги занимают "булгаковские" тексты - очерк Виктора Некрасова "Дом Турбиных" и статьи "Реставрация булгаковского дома" (Ирина Малакова) и "Находки в булгаковском доме" (Дмитрий Малаков).

Интеллектуальная география Андреевского спуска (если понимать под ней места, связанные с жизнью здесь известных людей - писателей, ученых, духовных лиц) выглядит очень достойно. Звезда Булгакова не затмевает многообразную деятельность писателя и духовного деятеля Андрея Муравьева, нашедшего свой покой в опекавшейся им Андреевской церкви, а художественная элита, облюбовавшая в начале XX века Замок Ричарда, соседствует с востоковедом-арабистом Т. Кезмой и "народным" врачом Ф. Яновским. Она уживается и накладывается на причудливый естественный рельеф, в котором обосновался Андреевский спуск, образуя в итоге один из наиболее важных метафизических центров Киева.

Почувствовать метафизику места - в этом сверхзадача любого культурологического путеводителя. И в случае книги об Андреевском спуске авторы ее выполнили. Андреевский спуск - это не только одна из самых коротких улиц Киева протяженностью 750 метров и с перепадом высот 70 метров, как указано на его схеме. Андреевский спуск - это метагеографический вектор Киева, "открывающий" ему по-настоящему Днепр посредством "репрезентации" Подола, но и возвращающий Днепр нагорному, слегка "зазнавшемуся" Киеву.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

  

0
2146
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
1688
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
1443
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
1607

Другие новости