0
2046
Газета Проза, периодика Интернет-версия

22.06.2000 00:00:00

Как упоительны в России "Ангела"


Павел Крусанов. Укус ангела. - СПб.: Амфора, 2000, 352 с.

МОЖЕТ быть, этот роман станет культовым. Во всяком случае, это одно из интереснейших литературных событий года.

Уже вид книги интригует. "Укус ангела" был опубликован год назад в журнале "Октябрь", получил премию журнала. Теперь вышел отдельным изданием. Но существенно, что издан он в серии "Новый век", в которой до сих пор издавались только знаменитые и сложные иностранные писатели. Не случайно ли попал туда российский автор? Кажется, все-таки не случайно: роман Крусанова - одно из очень немногих в современной российской литературе произведений, написанных в жанре интеллектуального боевика на актуальную тему.

До сих пор Павел Крусанов был известен не как автор боевиков-бестселлеров, а как интеллектуальный петербургский прозаик несколько авангардистского толка, автор тонких и изощренных, с налетом стилизации рассказов. Если читать роман внимательно, можно увидеть, что Крусанов стилистически себе не изменил - просто перенес свои языковые эксперименты в другой регистр.

В романе создана особая новая реальность, соединяющая черты России XIX века, конца 1990-х, Византии и Римской империи. Несмотря на то что сфера действия как бы собрана из кусочков, мир получается осязаемо цельным и дышащим. Россия завоевала-таки Дарданеллы, отбив священные воды у Османской империи, и основала там провинцию Гесперия. России же принадлежат Польша, Финляндия и даже Чехия и Моравия.

В этой вымышленной двуединой (ср. двуглавый орел - собственно, в романе на это есть намек) России к власти с помощью выборов - настолько же нормальных, как в Германии в 1933 г., - приходит диктатор по имени Иван Некитаев, генерал, отличившийся самурайской храбростью и жестокостью к врагам в Чечне. До этого становится известно, что он еще и будущий царь - мистический жених России. Некитаева в движении к власти поддерживают несколько интеллектуалов-постмодернистов, которые вроде бы либеральны по своим убеждениям, но с интересом работают, в глубокой тайне создавая милитаристскую и супер-имперскую идеологию нового режима и готовя промывку мозгов с помощью СМИ и политтехнологий.

Таким образом, Крусанов обыгрывает новейший миф, распространенный в среде современных интеллектуалов (не только российских), - конспирологию, согласно которой человеческая история есть поле борьбы между космическими силами, и их на земле представляют разнообразные "агенты влияния". Якобы любой земной правитель - либо сам колдун, либо рядом с ним есть компетентный в тайных науках реальный правитель или советник. В романе Крусанова этими "агентами влияния" оказываются не только традиционные колдуны и шаманы, но и "моги" - персонажи из притчи "Моги и их могущества", написанной другом Крусанова, известным петербургским философом-эссеистом Александром Секацким.

У романа Крусанова, как и у любого хорошего произведения, может быть много прочтений. Одно из них: это воплощение и испытание грез о Третьем Риме, взятых в современном виртуально-психоделическом исполнении.

Другая скрытая линия: показать, как рождается и функционирует псевдорелигиозная мечта об империи, - кстати, подобную утопию анализирует петербургский историк и писатель Яков Гордин применительно к имперскому проекту Павла Пестеля: идея империи, которая не требует себе этического оправдания, потому что она сама и есть этический предел, основа политической мысли.

В романе есть множество реминисценций из разнообразной литературы - Гоголь, Андрей Белый, Константин Вагинов, может быть, Набоков. Все это, однако, подчинено основной стилистике, которая восходит к Милораду Павичу. Крусанов изобрел, как можно стилистику Павича применить к анализу русской действительности и современного русского сознания. При этом стилистика во многом изменяется, существенным оказывается не только движение между культурами (важное для героев Павича), но и расслоение и перемешивание времен. Получившийся результат, однако, напоминает не только Павича, но и грандиозный постмодернистский кинобоевик.

Одна из задач того нового, но уже ощутимого жанра, в котором существует роман Крусанова, - создать "еретическую", смешанную мифологию, которая была бы убедительна, как новый миф, но особый - он не обосновывает жизнь, а сдвигает реальность. Такое мифотворчество - и не исправление, и не совсем пародирование существующей мифологии, а исследование подсознания человека и общества - рефлексия, имеющая значимость символического действия.

Но у Крусанова эта рефлексия балансирует на грани исчезновения. Из его романа выходишь на летнее солнце, сладко жмурясь, как из кинотеатра, где посмотрел боевик про Апокалипсис.

Теперь можно приходить в себя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
234
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
249
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
166
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
101

Другие новости