0
2002
Газета Проза, периодика Интернет-версия

17.08.2000 00:00:00

Ему и больно, и смешно

Тэги: Коляда, драматургия


Дураков по росту строят.
Джонатан Борофски. Человек с молотком. 1984
Николай Коляда. Уйди-уйди. Пьесы. - Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство "Новое время", 2000. 440 с.

- Я же была хорошая, - умоляюще сказала она, - правда, хорошая?

Д.Сэлинджер,
"Лапа-растяпа"

Николай Коляда - герой-многоборец. Он же - фабрика-кухня.

Один из самых плодовитых российских драматургов современности (пишет пьесы с 1986 г., написал их аж 68 штук). Руководитель огромного семинара молодых драматургов. Режиссер, ставящий собственные пьесы в разных театрах. С прошлого года - главный редактор журнала "Урал" (см. об этом его статью в "НГ" от 24.06.2000, с. 7). Имеет собственную страницу в Интернете, где публикуются произведения его и его подопечных, в том числе лауреата Аантибукера Олега Богаева. При этом пьесы Коляды ставятся во многих странах мира, а в 1994 г. в Екатеринбурге, где живет драматург, состоялся международный фестиваль "КОЛЯДА-PLAYS" - исключительно по произведениям этого автора. В Екатеринбурге уже вышли два сборника его пьес, "Уйди-уйди" - третий. В него включены пьесы 1997-1999 годов, часть из них уже поставлена в Москве: "Старосветские помещики" с Лией Ахеджаковой и Богданом Ступкой (режиссер - Валерий Фокин), "Уйди-уйди" в "Современнике" с Валентином Гафтом, Еленой Яковлевой и другими известными актерами (режиссер - Николай Коляда, предпремьерные показы идут этим летом, официальная премьера - 10 октября) и другие.

В пьесах Коляды постоянно возникает атмосфера странного, призрачного и истеричного праздника. То это Новый год ("Группа ликования", "Попугай и веники"), то новоселье ("Дураков по росту строят"), то знакомство по брачному объявлению ("Уйди-уйди"). Антураж дикий, но праздничный: на сцене появляются сосуды с разноцветной пеной, которые выполняют загадочные ритуальные функции, персонажи швыряются деньгами ("Тройкасемеркатуз") или исступленно играют в полубессмысленные игрушки.

Действие не удерживается на сцене и заполняет пространство вокруг. Обычные сценические ремарки в пьесах Коляды разрастаются в длиннейшие описания домов и городов, где происходит действие, и событий, происходящих параллельно основному сюжету, или переходят в авторские монологи, то шутовские, то проникновенно-надрывные. Буквально эту множественность мест действия реализовать на сцене невозможно - но поставить, это, конечно, можно. Другое дело, что этот контекст - написанный или обозначенный при постановке - принципиально важен для понимания сценического действия.

Отчасти пьесы Коляды растут из идеи социальной "чернухи", модной в конце 80-х. Но "чернуха" в них во многом дополнительна по отношению к идее праздника: именно в таком ужасном и трагикомическом быту и должны произноситься такие истеричные монологи.

Действие пьес происходит в провинции - а если в большом городе, то оно подпольное и окраинное - по самоосознанию участвующих героев. Подъезды, исписанные непристойностями, квартиры, где капает с потолка, бедность или откровенная нищета, пьянство мужчин и женщин, детское желание уехать куда угодно - вот ситуация, в которой действуют персонажи Коляды. И праздник не может полностью вырвать героев из этой атмосферы. Действие часто остается, если можно так сказать, заземленным.

И всех до слез жалко. Герои Коляды постоянно делают страшное открытие: они не знают, что делать со своей жизнью, не понимают, что с ними происходит. "Но ведь надо за что-то красивое держаться, чтобы тебя что-то тут держало, что-то тут берегло бы, оберегало, оберег какой-то должен быть, что-то тут чтобы было бы твоим, добрым, родным, не может же быть, что все мы родились для грязи, для мерзости, для убожества, и сами убогие, не может же этого быть, ты понимаешь, нет?! <┘> Дайте мне умереть спокойно, я не жил еще┘ " ("Зануда"). И самому автору всех жалко. Может быть, одна из причин того, что он много пишет, - чтобы успеть всех пожалеть и всем посочувствовать или по крайней мере как можно большему количеству людей.

Герои Коляды очень много говорят. Часто повторяют одно и то же. Путаются в словах. Чаще всего не могут толком выразить то, что их мучает. Впрочем, их часто мучают повторяющиеся, привычные чувства и мысли - страх за близких, ощущение беспомощности, стыд, - о которых как-то и говорить не пристало, и повторять это неудобно. Поэтому в качестве средства самовыражения и одновременно заборматывания они то и дело не к месту повторяют одни и те же шутки ("Надо было лизнуть, а я г-х-авкнула!") или читают всевозможные перечни и инструкции. С другой стороны, эти повторы и списки обнаруживают музыкальные принципы, на которых строится драматургия Коляды, становятся лейтмотивами, которые формируют музыкальную ткань этих пьес.

С лихорадочным возбуждением в пьесах Коляды связана идея импровизации. Эти пьесы принципиально импровизационны и во многом, кажется, ориентированы на эмоциональный "подхват" со стороны актера - недаром Коляда сам режиссер.

Герои Коляды часто балагурят, иногда даже в крайне мелодраматических или в самом деле шоковых случаях. Испуганная женщина в "Уйди-уйди" кричит: "Против русской монтировки не помогут тренировки!"

Герои раздваиваются: они - и актеры, и играющие люди, которые в кого-то и во что-то играют. Коляду интересует рефлексия над самим феноменом театра и разыгрывание этой рефлексии - что роднит его с многими современными драматургами. Но у Коляды есть собственная тема в разработке идеи метатеатральности: это наложение актерства как быта, как повторяющейся бытовой позы и актерства как стремления к празднику. Два лица актерства: актер-профессионал день за днем играет в других людей, а люди становятся актерами-любителями, чтобы найти другую жизнь - то, чего почти не может быть с ними. И сам этот поиск ни к какому решению не приводит, но каждый из персонажей - парадоксально - играя в праздник, ищет свои упущенные возможности - плохо, нескладно, но ищет. Именно в нескладных праздниках, в слезах и непонимании персонажи Коляды открываются друг другу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
946
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
507
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
509
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
457