0
991
Газета Проза, периодика Интернет-версия

01.07.2004 00:00:00

Осторожно: не отождествлять!

Тэги: бек


Афанасий Фет, часто посылавший свои только что созданные творения Льву Толстому, однажды потряс графа тем, что свежий поэтический шедевр - трагический, ночной, иррациональный - был записан летящим почерком┘ Был записан на обороте его же, Фета, хозяйственных подсчетов (плата за керосин) - скрупулезных и столь экономных, что даже Лев Николаич поразился контрасту меж небесной и земной ипостасью автографа. На самом деле он просто столкнулся с ярко выраженным феноменом "лирического героя" (сам термин возникнет позже: с нелегкой руки Тынянова - в связи с Блоком), нередко попадающего в смешные истории при неразличении с автором┘ Он, автор, может днем как заядлый помещик экономить на керосине, а ночью мистически сгущаться до себя другого, до себя-мифа, до себя лучшего, или худшего, или даже антагонистичного.

Эта и многие еще истории вспомнились мне при чтении теоретической статьи Инги Кузнецовой "Поэт и лирический герой: дуэль на карандашах" ("Октябрь", 2004, # 3) - рекомендую к прочтению. В этом эссе (сразу видно, что писал и поэт, и филолог) разбросаны догадки о психологии творчества: лирический герой как Тень, в которой воплощены тайные свойства эго┘ он же как маска┘ он же как квинтэссенция "мы", то есть своего поколения┘

Может лирический герой выступать и как тест: каков нынче уровень критики и публики? С тем же Фетом произошла такая передряга. Он в 1890 году написал стихотворение "На качелях", где поведал о том, как "опять в полусвете ночном / средь веревок, натянутых туго, / на доске этой шаткой вдвоем / мы стоим и бросаем друг друга┘" Критика не замедлила: "Представьте себе семидесятилетнего старца и его "дорогую", бросающих друг друга на шаткой доске┘ Как не обеспокоиться за то, что их игра может действительно оказаться роковой и окончиться неблагополучно для разыгравшихся старичков!" Фет комментировал этот комментарий так: "Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, и платье ее трещало от ветра, а через сорок лет она попала в стихотворение, и шуты гороховые упрекают меня, зачем я с Марьей Петровной качаюсь".

Шуты гороховые - к вопросу о критике. Но это еще что! Читатели и особенно читательницы порою так простодушно отождествляли (-ют?) автора с лирическим героем, что переходили (-ят) к прямым оппозициям. У Бальмонта было знаменитое стихотворение: "Хочу быть дерзким, хочу быть смелым┘/ Хочу одежды с тебя сорвать!.." Так вот, одна провинциальная акушерка сочинила "Ответ Бальмонту", где приложила стиховые гротески к себе лично и за словом в карман не полезла: "Хочу быть твердой, хочу быть гордой, / хочу мужчин к себе не подпускать!" Не слабо?

Современники частенько путают лирических героев и их создателей. Молодую Ахматову упрекали в том, что она, дескать, заявляет: "На коленях в огороде / лебеду полю", - а сама огородных работ чужда и на практике лебеду от полыни не отличает. Когда же она, верней, ее лирическая героиня, призналась, что "муж хлестал меня узорчатым, / вдвое сложенным ремнем", - то литературная общественность удивленно ахнула, а Гумилев прослыл на всю Россию садистом. (Апокалипсисом таковой "путаницы" стала то ли монахиня, то ли блудница из исторического доклада Жданова - и тут уже не до шуток.)

Да┘ Если в Золотом и в Серебряном веках поэт и лирический герой, бывало, встречали недопонимание, то в советские, иных металлов, времена они же, бедолаги, подвергались суду, более суровому и конкретному. Дисциплинарные казусы происходили с Глазковым и Сапгиром, Галичем и Высоцким, позднее - с Еременко. Администрация, реализуя метафоры и подшивая гиперболы в личное дело, упрекала лириков в аморалке, в присвоении чужого опыта, в нарушении общественного климата.

Нынче и критика, и публика почти смирились с дистанцией меж автором и лирическим героем (а может, просто критика-публика потеряла к нам прежний интерес?), и если поэт заявляет, скажем, что он "вырос на могиле вверх ногами", то к нему не спешат со смирительной рубашкой┘ В основе лирики априори - умножение на сто, суперсгущение красок и право на безбилетный проезд в направлении любых бездн. Что не исключает полной трезвости стихотворца в свободное от вдохновения время. Хотя случаются и сложнейшие коллизии обратного рода: стих может начать перекантовку внетекстового пространства - образы, условно говоря, возьмут и взбаламутят счет за иссякающий керосин.

В общем, что касается автора и лирического героя, то здесь взаимоотношения куда сложнее, чем меж прототипом и персонажем в документальной прозе. При входе в поэзию вешаем вывеску: "Осторожно: не отождествлять".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2008
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4676
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2548
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2937

Другие новости