0
1148
Газета Проза, периодика Интернет-версия

23.08.2007 00:00:00

Есть ли что-нибудь пятое в этом мире?

Тэги: архетип, борхес


Хорхе Луис Борхес считал, что в мире, где властвуют архетипы, нельзя выдумать, по сути, ничего нового. Всего четыре истории владеют нашими умами, зато истории эти – вечные. Первая – это история о штурме и обороне некоего заповедного города, вторая – история возвращения героя (например, Одиссея к родным берегам Итаки). Третья – это история о том, как ищут что-то сокровенное и важное, описание поисков – хоть души, хоть таинственного ключа, хоть (как в случае, например, с Холмсом) малоприглядных преступников. Четвертая история повествует о самоубийстве Бога.

Безусловно, все они могут сойтись в едином повествовании, тем более что рассказ о поисках дома (о возвращении домой) дублирует историю о поисках сокровенного. Истории переплетаются, поворачиваются разными гранями, но темы всегда одни и те же.

Трудно с размаху согласиться с Борхесом на все сто, но в этом культурологическом наблюдении есть известное остроумие и изящество. В любом случае тема поисков дома, души и «смутного объекта желания» присутствует в доброй половине всего написанного людьми.

Все мы прекрасно понимаем, что житье здесь – странная и порой не очень приятная штука. Это не родной дом, а какое-то весьма сомнительное место. «Все мы немного у жизни в гостях», – утверждала Ахматова и была права. Мы в гостях. И очень устали. Хотим домой.

Вот и ищем этот дом – любовь, Бога, заповедный внутренний остров, неизвестно что, творчество, кусок пирога с черникой, обрывок неясной музыки. Очень многие утверждают, что попасть домой можно, увидев, понюхав или услышав что-то такое – из вышеперечисленного или из миллиарда других вещей. Иногда мы профанируем эти поиски, пишем бездарные книжки про поиски бриллиантов или истины Дао – сухо, скучно, безрадостно и неталантливо. Этим сильно страдает сейчас западная литература в духе изрядно постаревшей «новой волны». Они там прямо уже не знают, что бы еще такое красивое и душевное поискать, чтобы заворожить читателя... Но ведет их, разумеется, все тот же архетип – тяга к заветному.

Иногда у нас в России (как в книге Майи Кучерской) мы пытаемся совместить все четыре архетипические темы зараз: тут тебе и про Бога, и про Его трагическое отсутствие, и про поиски любви и тихой пристани, и про штурм – правда, уже не города, а какого-то капризного иеромонаха в рясе, который вяло обороняется от натиска...

Так вот и живем, зачарованные четырьмя этими путями. Вновь и вновь Радищев едет из Петербурга в Москву, Веничка Ерофеев – из Москвы в Петушки, Эркюль Пуаро ищет исчезнувшее письмо, Иван Бунин – ушедшую в монастырь любовь, умирающий Озирис висит на Мировом Древе, отважные гранадские витязи из последних сил защищают свою крепость Альгамбру...

Может, Борхес в самом деле прав, и ничего пятого нам не дано?..


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Надежда Мельникова

Токио усиливает оборонные возможности Филиппин – одного из потенциальных противников КНР

0
1414
Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Екатерина Трифонова

Механизм денежной компенсации нарушенных прав продолжит работать со сбоями

0
1203
ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

Ольга Соловьева

Наращивание добычи не защитит российский бюджет от сокращения сырьевых доходов

0
1724
КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Коммунисты Зюганова осудили доклад Хрущева XX съезду КПСС о культе личности

0
1460

Другие новости