0
1679
Газета Проза, периодика Интернет-версия

22.11.2012 00:00:00

Город, которого нет

Тэги: вишнек, париж, беженец


вишнек, париж, беженец

Матей Вишнек. Синдром паники в городе огней.
– М.: Ad Marginem, 2012. – 304 с.

Румынский эмигрант времен конца эпохи Чаушеску попадает в Париж. Пытается как-то устроиться. Как-то устраивается, и дальше начинается нечто очень странное...

В конце 1990-х годов была такая книжка с очень неполиткорректным названием – «Китайцам и собакам вход воспрещен». Ее написал Франсуа Жибо – сын крупного парижского буржуа, известный адвокат, защищавший в свое время императора-людоеда Бокассу, алжирских террористов, Ильича Санчеса и других «симпатичных» людей ХХ века – вроде бы не эмигрант с европейской окраины, а коренной парижанин, эстет и буржуа, но написано похоже. Из предисловия: «Тут все перепуталось, смешалось в едином потоке горьких и беспорядочных признаний, продиктованных стремлением к освобождению и обретению покоя. Эту книгу можно не читать вовсе, начав, можно в любой момент бросить».

С похожим настроением сделан и роман Вишнека – его горькие, беспорядочные, полные романтики признания можно читать с любого места. По одной генеалогической линии «Синдром паники...» восходит к французскому «новому роману», к Роб-Грийе и Натали Саррот (у них же черпал вдохновение и Жибо), а с другой, главной – конечно же, к Генри Миллеру, Хемингуэю, Фицджеральду, Гертруде Стайн и другим парижским американцам середины ХХ века. Но интересна даже не генеалогия, интересен художественный прием. Книга Вишнека – собрание небольших историй, с некоторой долей условности объединенных общими героями и, главное, общим настроением и темой. Тему эту можно обозначить как «тоску по Парижу», причем тоску экзистенциальную – предмет вожделения недостижим, такого города больше нет – это миф о Париже, созданный в 20–30-е годы ХХ века в основном упомянутыми выше американцами; но не только, много раньше – миф о культурной столице мира, о городе, будто сошедшем с полотен художников «Парижской школы», их последователей и наследников. О «Синдроме паники...» может дать представление, вы удивитесь, фильм Вуди Аллена «Полночь в Париже»; он, в общем, про то же, только книга сильнее, изящнее и тщательнее сделана.

Что касается героев, то они обычны для «парижского романа» ХХ, а теперь и начала ХХI века – это издатель, разыскивающий очередного гения; продавщица книжного магазина, иногда читающая книги из своего ассортимента, а иногда она может заняться любовью с постоянным покупателем; собака, любящая газеты; одинокий парижанин, в доме которого заводится что-то вроде домового; неприкаянный автор; другие писатели-эмигранты, полузабытый лауреат престижной премии; проститутки и дочери русских князей на эпизодических ролях… В результате получается что-то вроде калейдоскопа, литературной круговой панорамы, мерцающей при каждом повороте сюжета и следующей главы.


Париж – это праздник, которого нет ни с кем.
Константин Коровин, Париж, 1907.

Но вот что странно. Копирайт оригинала помечен 2011 годом, однако в книге нет и намека на современную атмосферу Парижа, атмосферу огромной «кастрюли», где варится весь мир – нет ни одного «цветного» персонажа, не говоря о героях, ни одного араба, пакистанца, африканца и т.д; только аборигены и разновозрастные беженцы из Восточной Европы. Каждый слышит, чем он дышит, и Вишнеку, безусловно, ближе история чехословацкой беженки 1968 года, прожившей в Париже 40 лет, чем страдания гипотетической жительницы Сомали или бывшей гражданки Бирмы. Но не «Пражская весна» (слава богу) является на сегодняшний день камертоном парижской мелодии… Впрочем, кто сказал, что роман о Париже (Берлине, Лондоне, Москве, etc.) должен быть непременно остро современен?

Одним же из немногих недостатков книги представляется финал, где персонаж-рассказчик снимает маску и становится автором. Кажется, это стремительное уничтожение дистанции – ошибка, хотя безусловно добавляет в книгу нервозности, заявленной в заголовке, но при этом лишает ее легкости и необязательности, столь блистательно присутствовавшей на предыдущих 250 страницах. А уж желчные филиппики в адрес бывших коллег по румынскому Союзу писателей – зачем, боже ты мой? Стоит ли спустя 15 лет, в Париже, будучи известным писателем и драматургом, желчно вспоминать об этом? Во имя Господа, милостивого и милосердного, покровителя всех беглецов и политэмигрантов, если у него есть планы поселить всех нас в городе Париже (а почему бы и нет?), да избавит он нас от подобной участи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
250
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
222
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1878
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1430

Другие новости