Фольклорные персонажи на улицах царской России.
Иллюстрация создана при помощи нейросети «Шедеврум»
Красноармеец Петруха из кинофильма «Белое солнце пустыни» ласково, но настойчиво просил Гюльчатай показать личико, аргументируя это честными матримониальными намерениями. А что можно сказать о книжном герое, который каждого второго собеседника ласково, но настойчиво просит показать лицо, причем не какое-нибудь, а второе? Что ему нужно на самом деле и из каких соображений он это требует? Скажем сразу, исходит этот странный человек из своих прямых служебных обязанностей, поскольку действие происходит в фантастическом детективе.
В мире Александра Кузнецова сказочные существа не просто сосуществуют рядом с людьми, они инкорпорированы в человеческое общество. Хозяйка Медной горы руководит гигантским промышленным синдикатом. Натурализовавшийся пару сотен лет назад в России Лепрекон является директором крупного банка. Соловей-разбойник выбился в криминальные авторитеты, а Ученый Кот возглавляет архив. Опивень (в белорусском фольклоре – черт, склоняющий людей к пьянству) работает журналистом бульварной газеты и подрабатывает осведомителем у жандармов. Поэтому главному герою романа, капитану девятого отделения жандармерии Ивану Райнеру очень часто по долгу службы приходится требовать от собеседника, чтобы тот снял маску и показал свою истинную сущность. Поскольку именно девятое отделение занимается расследованием преступлений, совершенных сказочными существами, а также против сказочных существ. Ведь они такие же подданные Государя Императора, как и люди. Поэтому нуждаются в защите.
Действие романа начинается весной 1916 года. Вторая Отечественная война идет с напряжением всех сил страны. На Западе уже в полную силу крутится «верденская мясорубка». Российская империя решает поддержать союзников и планирует на лето мощное наступление на своем фронте. И тут в Петрограде погибает генерал, отвечающий за стратегическое планирование, и похищаются планы наступления, хранившиеся в его кабинете в Главном штабе. Обстоятельства преступления таковы, что к расследованию привлекают Ивана Райнера и дают ему в помощники сотрудницу контрразведывательного отдела Главного штаба Софью Вишневскую. Им на пару предстоит раскрыть кражу секретнейших документов, совершенную немецкими шпионами в союзе с немецкой же нечистой силой. Но у Софьи Вишневской за плечами несколько лет работы «в поле» во Франции и Швейцарии. Да и Иван Райнер не так прост, как может показаться неискушенному читателю с первого взгляда. Дело в том, что его отец… Впрочем, стоп! Об этом лучше почитать непосредственно в романе.
Роман отличает прочно сбитая, динамичная фабула. И хотя с самого начала ясно, что документы будут возвращены и летнее наступление не будет дискредитировано, действие романа стремительно и изобилует такими резкими и неожиданными поворотами, которые держат читателя в напряжении до самой последней страницы. Героям придется столкнуться не только с изощренным, меняющим личины врагом, но и с «китайской шкатулкой», то есть с заговором внутри другого заговора. И этот заговор гораздо опаснее, чем срыв летнего наступления, поскольку может разрушить сложившееся в мире хрупкое равновесие между сказочными существами и человечеством.
![]() |
Александр Кузнецов. Второе лицо.– М.: Союз деятелей фантастической литературы и кино, 2024. – 240 с. |
К сожалению, не совсем понятно, что это за мир – то ли привычная нам Российская империя с одним-единственным фантастическим допущением и историей, более или менее совпадающей с нашей, то ли целиком альтернативная реальность? С одной стороны, в тексте упоминается Отечественная война 1812 года, реалии Первой мировой войны, включая «траншейные» часы, с вершин власти к следователям для выволочки спускается великий князь Александр Михайлович, двоюродный дядя последнего русского царя. Но сам самодержец в тексте так и не поименован. И никогда великие князья не подписывали официальные письма и документы своей родовой фамилией, но только именем-отчеством, а то ограничивались инициалами. На улице Гороховой, дом 2 в Санкт-Петербурге была не просто жандармерия, а Охранное отделение, перед которым трепетала вся столица. Главный герой, Иван Райнер, называет в разговоре русских подданных «гражданами России», что для жандарма невозможно: такое обращение до революции позволяли себе только революционеры. Да и сам Райнер, если он действительно служит в Отдельном Корпусе жандармов, капитаном никак не может быть. Формально жандармы относились к кавалерии и носили кавалерийские звания. Так что «на жандармские деньги» он ротмистр. Но так ли это важно?
Орел
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать