0
104
Газета Проза, периодика Печатная версия

28.01.2026 20:30:00

Тело там и тут

Стоило оставить комментарий в интернете, и ты уже попал в чужую книжку

Тэги: проза, авангард


проза, авангард Все человеческие существа обладают душой. Николай Эстис. Из цикла «Ангелы»

1. две вещи я не могу представить себе – смерть и бесконечность. как это, когда за нами еще что-то есть, но мы даже не можем предположить что. из смерти вытекает ощущение небытия, которое я могу испытывать по отношению к кому-то, кого уже нет, но не могу сама оказаться на месте отсутствия. смерть не кажется мне даже плотной тишиной, которая окружает тебя в номере в отеле, когда ты ложишься спать днем, а по коридору, за стенами, за окном ходят люди, разговаривают, и разговоры и шаги проникают в тебя через кокон, сделанный тишиной, как через вату, и от того, что ты напряженно вслушиваешься, звенит в ушах.

2. на боковом стекле автобуса снаружи так и остались четыре растянутые в движении капли, а лобовое заткано дождем.

3. в отеле приходится ложиться спать в пижаме и под одеяло, расправляя постель, здесь нет пледа, которым можно было бы накрыться в одежде, в которой ходил. урчит живот, и это самые громкие звуки вокруг. если напрячься, тишина шипит в ушах вроде газа, выходящего из бутылки с газировкой. уши, кажется, заложены, но это ложное состояние, как ложный вдох на йоге, когда мягкий живот подтягивается под нижние ребра. пока лежишь, день уползает от тебя, как будто был давно – вместе с автобусом, дождем, аптекой. надо было пойти гулять со всеми, но кто они, все.

4. тело приходит и уходит. в смысле думы о нем накатывают и уплывают, растворенные в дожде, под которым они все ушли гулять. вместо капель, не долетающих на лоджию, стук бильярдных шаров из холла и каблуки на лестнице – лестница строго над головой.

5. сегодня в Переделкине много тел, выходные, и сумрачная погода не пугает. разные ходят, девушка играет на пианино, оно стоит на улице у входа. в игре присутствуют ее природное, социальное и культурное тела (И.М. Быховская. «Homo somaticus»: аксиология человеческого тела. – М., 2000), перемешаны и одновременны. всегда одно и то же тело, с разных ракурсов, уровни трудно разделить, т.к. сложно понять, где заканчивается одно и начинается другое все то же самое тело.

6. и все-таки сон. потребность природного тела.

7. тело одновременно органическая данность и сложный концепт на пересечении биологии, философии, медицины, физиологии, искусства, культурологии и других областей знаний. оно дано нам в ощущениях, действиях, реакциях и контурах, которые меняются на протяжении жизни каждого и менялись в истории человечества. люди пытались – и продолжают пытаться – совершенствовать тело, выходить за его пределы, исследовали и исследуют его возможности.

8. в теле сошлись биология и технологии, этика и медицина, физика и философия, юриспруденция и эстетика, и их взаимодействие происходит не в абстрактном научном поле, а в материальной, биофизической реальности каждого, протекая через наши и другие тела.

9. второй день примерно в одно и то же время замерзают ноги. до ледышек, под теплым одеялом и в носках. в теле тяжелый жар, пальцы на ногах пышут холодом.

10. знакомая скачала приложение для отслеживания сна и кормления новорожденной дочери. приложение обучается, а затем начинает выдавать прогнозы благоприятного времени для засыпания. стоило оставить комментарий в интернете, и ты уже попал в чужую книжку.

11. сон похож на смерть, смерть похожа на сон. мы спим и умираем в тех социокультурных условиях, где находимся. приложение, предлагающее лечь спать, берет на себя природные функции тела, расширяя границы. пределы – до определенных мер – снимаются.

12. тело подбрасывает крайности. сегодня у разных конфет с чаем один и тот же неприятный затхлый привкус, необъяснимый, в смысле не передаваемый словами – ощущения вкуса в словах конечны, – и непонятный почему. потому ли, что я не выспалась ночью и не смогла уснуть днем. или это вкус маленького грязного магазина со скудным набором товаров и отчетливым запахом, где я купила конфеты. природное обрамляется социальными и культурными знаниями.

13. в описаниях картины Хуго Симберга «Раненый ангел» присутствует кровоточащее крыло. я не видела оригинал, напряженно всматриваюсь в репродукции на экране и не нахожу крови – вижу обескровленность, мертвенную бледность, бледные, слабые коричневатые полосы не считаются. меня больше волнуют ангельские завязанные глаза и мальчики. ангел преувеличенно бел – они насыщенно телесны. цвет их кожи подчеркнут недетской темной одеждой – на первом черный гробовой костюм и шляпа-котелок, черные ботинки, на втором грубые грязные сапоги, кургузый пиджак с короткими рукавами. окружающий пейзаж пустынен, беспредельно широк, настойчиво выходит за рамки картины, зум аут, одинокие потерянные дети без взрослых, им некому помочь. в интернете пишут, что в реальном пространстве, с которого художник писал, дети несут безглазого ангела в сторону школы для слепых и приюта для инвалидов. кровь вытекла.

14. все человеческие существа обладают душой.

15. чтобы найти количество вариантов последовательностей для нескольких элементов, нужно вычислить факториал: так, из чисел 1, 2, 3 можно получить шесть комбинаций. наш пример еще проще, всего из двух составляющих – тело и душа, два варианта: первенство одного или другого. жизнь больше математики, и есть еще две модификации в зоне взаимодействий равных сил – неразрешимый дуализм и взаимосвязанная целостность, – и они распадаются на множества других.

16. главенство тела занимало Вильгельма Райха. практикуя йогу, забываешь расслаблять мышцы лица, особенно рта – сжатые челюсти устают, лоб собран к центру, глаза сужены, вся тяжесть тела перенесена сюда, в свободное от физики пространство. «телесная броня» крепче черепашьего панциря, но панцирь служит домом и защищает, а броня в бесконечном, едином судорожном непрекращающемся спазме разрушает то, что под ней. психический панцирь, соотнесенный с телесным, сминает хрупкие внутренности.

17. главенство тела занимало Зигмунда Фрейда. тело – основа человеческого самосознания.

18. говоря телесное письмо, часто подразумеваем письмо именно о природном, биологическом теле. тонкая взаимосвязь с его социальной и культурной ипостасями не всегда доступна анализу и может отчетливо проявить себя. реабилитация тела в прозе.

19. примат души утверждает тело бренным сосудом, вместилищем горнего духа, естественным образом понукаемым и нуждающимся в наказании. душа вечна и, воскреснув, вселится в старое – в любое – тело, в самый завалящий, распавшийся скелет и осенит его.

20. в раскрытый балкон каркают вороны, по улице Серафимовича шуршат машины, ветер сбивает листья, и они падают от пропитавшего все вокруг дождя почти беззвучно. я специально привезла старые шерстяные носки, чтобы не мерзли ноги. вечерами на парковке за окном теплые желтые гирлянды.

21. оргонный аккумулятор Райха похож на броню: тесная, узкая коробка, непроницаемый шкаф, сама форма которого вступает в противоречие с назначением – напитывать тело вселенской жизненной энергией, собранной внутри ящика. почти гроб, поставленный вертикально.

22. Райх занимался дыханием, заставлял анализируемых дышать глубоко и часто, от такого они изменялись, сознание искривлялось, и Райх работал с мышечной бронёй, чтобы распустилась броня психическая. из работы Райха выросло холотропное дыхание, где преобразования сознания объясняются мистикой. я однажды была обезьяной на ветке и ела банан как обезьяна. это продолжалось минуту, может быть, две, а может, секунды, но я точно была не собой и ощущала тело как не свое, обезьянье. в этом чувствовалось единение души и тела, которые не могут жить по отдельности: тело проникнуто духом, одушевлено, а душа материальна, и вместе они имеют плотность. и ни один не главенствует. психосоматика.

23. мне нравится декартовская идея механизма. тело как часы – многое облегчило бы. я представляю внутренности в виде труб, шестеренок, сообщающихся сосудов, колб, молоточков и рычагов. сложно устроенный завод. хорошо останавливать работу на время. на выходные и праздники. привлекательный образ – с одной стороны, упрощает замысловатые взаимоотношения с душой, сознанием, с другой, оставляет место для разбухшего человеческого эго. хотя трубы и сообщающиеся сосуды это не к Декарту, а к Герману Бургаве, который объяснял здоровье беспрепятственным движением внутренних жидкостей по сосудам, а болезни их застоем, внезапными затруднениями для движения. гидростатическая, механистическая модель.

24. но все человеческие существа обладают душой.

25. впишите недостающее.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Сердце не бывает нейтральным

Сердце не бывает нейтральным

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

135 лет со дня рождения прозаика и публициста Ильи Эренбурга

0
273
За тех, кто сегодня ночью в пути

За тех, кто сегодня ночью в пути

Андрей Щербак-Жуков

Андрей Юрков

150 лет со дня рождения писателя Джека Лондона

0
2998
Видеть в луже отражение звезд

Видеть в луже отражение звезд

Татьяна Гржибовская

К 15-летию выхода книги Анатолия Гаврилова «Берлинская флейта»

0
889
Вновь я посетил…

Вновь я посетил…

Игорь Клех

Святочный рассказ об отважном хождении автора за МКАД на Мясницкую улицу и благополучном возвращении его в тот же день восвояси

0
1196