0
132
Газета Проза, периодика Печатная версия

28.01.2026 20:30:00

Природа подлости многогранна

Дмитрий Затучный подходит к «магическому реализму» не спеша, по-профессорски

Тэги: проза, философия


3-15-12250.jpg
Дмитрий Затучный. Суматошные
дни, или Невеста и олигарх. – М.:
АСТ, 2024. – 192 с.
(Городская проза)
Если примериваться к прозе Дмитрия Затучного по старой классификации, придуманной еще Слуцким («что-то физики в почете / что-то лирики в загоне…»), то он, конечно, скорее физик, чем лирик. Профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации. Если перефразировать другого лирика, Николая Добронравова, то «он учит летать самолеты». Что сподвигло профессора МГТУ «броситься во все тяжкие» сочинительства, об этом надо будет спросить на досуге у автора. Но вот что интересно: сначала был Дмитрий Февралёв, написавший три книги: «Критерий любви», «Преданная любовь» и «Великий режиссер». А потом, только потом на авансцену вышел Дмитрий Затучный. Путь от Февралёва к Затучному не близок, почти семь лет. И вот – роман «Суматошные дни, или Невеста и олигарх».

Первая же глава – «День сюрпризов» – более интригует, нежели проясняет ситуацию с Февралёвым, Затучным, физиками и лириками. На факультете журналистики лотерея: кто из счастливчиков возьмет интервью у одного из самых богатейших людей планеты? Завязка вроде бы для развлекательного шоу, но не будем торопиться с выводами. Счастливый билет достается…

«Длинноволосая стройная девушка двадцати с небольшим лет встала. Члены жюри смерили ее снисходительной улыбкой с легкой смесью иронии и зависти. Того, что предстоит совершить этой леди, делающей робкие шаги в профессии, они, умудренные опытом авторитеты, ждали всю жизнь. Но таково было требование Заказчика, не желающего учитывать законы карьерного роста». Но она, а девушку зовут Верой, к большому сожалению, не может взять интервью по уважительной причине: она завтра выходит замуж. Интервью с олигархом означает отмену свадьбы с Яном. Что делать? Вроде бы веселая, легкая история, развивающаяся по канонам «романтического» жанра…

Я несколько лет являюсь литературным экспертом на одном издательском ресурсе. И, если честно, несколько подустал от тягостного послевкусия современной прозы, от этих неумелых образчиков «магического реализма» собственного разлива. Затучный подходит к «магическому реализму» не спеша, неторопливой профессорской походкой: «Олигарх обратился к Вере: «Итак, профессиональная жизнь предполагает не только стремление к достижению реального результата, но и учет интересов различных групп. Хороший работник должен быть не только талантлив, умен и трудолюбив, но и изворотлив. Таковы неписаные законы любой организации». И вот ведь что натворил Затучный. Он – неискушенный автор, но проявляет в своей прозе образцы таланта или изворотливости, чтобы повернуть сюжет от развлекательности к злободневности, показывая закулисье ученой братии, в данном случае медиков. А оно такое же, как и у лириков. Учитель, ученик, коллеги, зависть, интриги: «Конфликты между людьми являются не только следствием личного отношения и даже не всегда столкновением интересов. Жизнь была бы устроена гораздо проще, если б все происходило именно так. Только природа подлости многогранна, потому и неприглядные поступки людей не всегда прогнозируемы, а значит, молодому и талантливому человеку сложно избежать коварных ударов в спину».

Все перипетии сюжета почти укладываются в рамки интервью, которое вроде бы не должно было состояться. Рассказ в рассказе: Дмитрий Затучный заставляет читателя следовать за сюжетом, не запутываясь во всех хитросплетениях крутых виражей и действующих персонажей, а это едва ли не сложней, чем учить летать самолеты. Современная проза в основе своей бессюжетна. Автор, заинтриговавший читателя сюжетом, считается попсовым. Но ведь еще Умберто Эко сказал: «Литературные произведения призывают нас к свободе толкования, потому что позволяют воспринимать прочитанное с разных ракурсов и сталкивают нас с многозначностью как языка, так и самой жизни. Но чтобы продолжать эту игру, по правилам которой каждое поколение читателей прочитывает литературные произведения по-своему, необходимо исходить из глубокого уважения к тому, что я обычно называю интенцией текста». Интенция текста Дмитрия Затучного – почти профессиональная. Инструкция по применению для современного карьериста: «– Итак, любой человек, добившийся чего-либо значительного в профессии, должен понимать, что у него нет друзей, а есть только непримиримые конкуренты. Не верить никому, а особенно людям, постоянно подчеркивающим хорошее к тебе отношение, – вот лозунг любого настоящего карьериста».

И в то же самое время это роман об ученых: мы как-то слегка, а может, и не слегка, подзабыли героев фильма «Девять дней одного года», всех этих физиков-ядерщиков, расщепляющих атомы, а зря. Роман «Суматошные дни» – о бедных и богатых, карьеристах и лицемерах, любви и предательстве – короче говоря, о человеческих чувствах, неподвластных веянию времени. И еще – о времени, вернее, о машине времени: 

«– Если я вам предложу чашку чая, то вы будете мне благодарны? 

– Скажу спасибо, но вежливо откажусь. Пока меня не мучит чувство жажды. 

– Вот и ключ в определении понятия, – воскликнул мужчина. В его голосе четко прослеживались нотки, присущие человеку, совершившему небольшое открытие. – Благодарность идет рука об руку с другим понятием. Полезность. Вы будете всю жизнь благодарны человеку, спасшему вашу жизнь, долгое время будете признательны врачу, вылечившему близкого человека, и при этом можете забыть на следующий день о дорогом, но при этом абсолютно никчемном подарке. И мой герой сделал умозаключение, что для пожилого учителя величайшим желанием будет уничтожение карьеры злейшего врага. Лучшего вида благодарности нельзя и придумать».

Сначала олигарх дает интервью студентке, потом они меняются местами. А потом: «А вот то, что случилось дальше, уже нельзя было описать законами логики и правилами профессиональной этики. Девушка сделала несколько резких шагов в сторону того, кого еще совсем недавно почти ненавидела. Ее руки обняли его, а губы нашли губы». Все меняется местами, прошлое и настоящее, любовь и Вера. Естественно, как и любой ученый человек, оказавшийся не в своей тарелке, автор грешит такими детскими грехами прозаика, которые непростительны маститому автору: «прошло много лет», «шло время» и пр. Но ведь несмотря на возраст, Дмитрий Затучный прозаик молодой, можно сказать, начинающий. Книгу он написал, а вот теперь начинается самое суматошное и интересное: он имеет право на защиту. То есть он, Затучный, доктор технических наук, профессор, должен доказать читательской аудитории, что имеет право на существование в качестве автора литературного произведения.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Сердце не бывает нейтральным

Сердце не бывает нейтральным

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

135 лет со дня рождения прозаика и публициста Ильи Эренбурга

0
273
Как аналитическая строгость приобретает доказательную убедительность

Как аналитическая строгость приобретает доказательную убедительность

Элла Лаврик

Иван Задорожнюк

Роман Горького «Жизнь Клима Самгина» как фундаментальное исследование по истории идей

0
1637
За тех, кто сегодня ночью в пути

За тех, кто сегодня ночью в пути

Андрей Щербак-Жуков

Андрей Юрков

150 лет со дня рождения писателя Джека Лондона

0
2998
Видеть в луже отражение звезд

Видеть в луже отражение звезд

Татьяна Гржибовская

К 15-летию выхода книги Анатолия Гаврилова «Берлинская флейта»

0
889