0
10735
Газета Интернет-версия

24.12.2014 00:01:15

Укрощение «Вулкана»

Тэги: металл, электронный луч, сварка, космос


металл, электронный луч, сварка, космос Экипаж космического корабля «Союз-6»: бортинженер Валерий Кубасов, командир Георгий Шонин. Фото из книги «Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди». – М., 2005

В октябре нынешнего года исполнилось 45 лет со времени проведения первого в мире эксперимента по электросварке в условиях космического полета – «Вулкан». О том, что предшествовало этому событию, в беседе с журналистом Николаем ДОРОЖКИНЫМ рассказывает непосредственный участник подготовки эксперимента – доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник РКК «Энергия» Олег ЦЫГАНКОВ. В то время он был конструктором и испытателем Института электросварки имени Е.О. Патона.

– Олег Семенович, какое значение имел этот эксперимент для развития технологий?

– Это был первый шаг в процессе зарождения нового направления, которое получило название «космическая технология». Сварка – один из основных технологических процессов в космическом машиностроении. Сварка плавлением – уникальный техпроцесс, обеспечивающий одновременно прочность и герметичность соединения при минимуме количества и веса деталей в стыке.

Многомодульные космические объекты не выводятся на орбиты в проектной конфигурации. Завершение создания орбитальных станций вынесено из сборочных цехов и осуществляется в условиях орбитального полета. Для этого используется технология сборки-стыковки с механическим стягиванием соединяемых объектов и герметизацией стыка неметаллическими уплотнениями. В то же время заваривание стыка (где это целесообразно) позволило бы повысить его долговечность, а также демонтировать агрегаты системы стыковки для многократного применения.

Перспективность этого направления несомненна, так как вряд ли в будущем какое-либо крупное строительство в космическом пространстве или на поверхности Луны, Марса, астероидов сможет обойтись без сварных соединений. Все это лучше многих видел и понимал Сергей Павлович Королев, который в марте 1965 года перед полетом космического корабля «Восход-2», отвечая журналистам на вопрос о необходимости выхода человека в открытый космос, сказал: «…летая в космосе, нельзя не выходить в космос… Мы, например, думаем всерьез над тем, что космонавт, вышедший в космос, должен уметь выполнить все необходимые ремонтно-производственные работы, вплоть до того, что произвести нужную там сварку и так далее. Это не фантастика, это необходимость. Чем больше люди будут летать в космосе, тем больше эта необходимость будет проявляться».

– То, что электросварка вышла в космос именно из нашей страны – это случайно или закономерно?

– Это историческая закономерность. Все развитие электросварки в России обусловлено достижениями отечественных ученых и инженеров. Еще в 1802 году русский ученый, электротехник В.В. Петров использовал для сварки металлов вольтову дугу. Далее, в 1885 году Н.Н. Бенардос осуществил сварку металлов угольным неплавящимся электродом, а в 1888 году Н.Г. Славяновым была предложена дуговая сварка металлическим плавящимся электродом.

В ХХ веке пошли дальше: в 1929 году Е.О. Патон организовал сварочную лабораторию, в 1932 году К.К. Хренов провел дуговую сварку под водой, то есть в новой среде. А в 1934 году Е.О. Патон организовал Институт электросварки. Дальнейшее развитие сварочной науки и техники происходило в период индустриализации. Сварщики страны внесли весомый вклад и в победу в Великой Отечественной войне в деле изготовления и ремонта бронетехники, и в послевоенное строительство.

– С чего начиналась история космической сварки?

– Уже в 1964 году Королевым была поставлена задача – разработать программу экспериментов по сварке в космических условиях. Об этом свидетельствует телеграмма, посланная им своим заместителям 29 ноября 1964 года. Оперативно был составлен план совместных работ между ОКБ-1, которое возглавлял Сергей Павлович, и Институтом электросварки имени Е.О. Патона (ИЭС АН УССР), который имел опыт разработки крупнейших и уникальных по сложности проектов в области сварки, в том числе и королевских изделий, и располагал необходимым научно-техническим потенциалом. Им была поручена головная роль по решению этой проблемы. Так было положено начало новой научно-технической отрасли – космической технологии.

Исследования по космической тематике были начаты в ИЭС АН УССР под руководством академика Бориса Патона – директора института и президента АН УССР – как отклик на заказ Королева. Так в 1964 году было положено начало тесному сотрудничеству между академиками Б.Е. Патоном и В.П. Мишиным, В.П. Глушко, Ю.П. Семеновым.

До начала этих исследований не были известны ни технологии обработки расплавленных металлов в условиях невесомости, ни литература о возможности выполнения каких-либо технологических процессов в космосе. На начальном этапе разработки этой темы специалисты провели теоретический анализ известных методов получения неразъемных соединений, чтобы выбрать наиболее перспективные. Наряду с технологическими критериями исследователи руководствовались также требованиями, обусловленными применением в космосе: безопасность, высокая надежность, малое энергопотребление, минимальные массогабаритные характеристики оборудования и др.

280-11-3_t.jpg
Без сварки при создании будущих орбитальных станций
не обойтись.
Иллюстрация из буклета «Humbolt Kosmos». 2008

– В чем же заключались особенности космической сварки и родственных технологий?

– В понятие «сварочные операции» мы включаем нагрев, плавление, пайку, нанесение покрытий и резку материалов. В космосе выполнение этих процессов усложняется в связи с такими особенностями окружающей среды, как вакуум, микротяжесть и экстремальная температура. Уровень давления атмосферы в районе орбит космических станций составляет 1Ч10-2-1Ч10-4 паскалей. Этот диапазон давления освоен наземной промышленностью в электроннолучевой и диффузионной сварке. Но космический вакуум отличается близкой к бесконечной скоростью откачки. В жидкой или газообразной фазе вещества микрогравитация обусловливает отсутствие плавучести, гравитационной конвекции и ряд других физических явлений. В то же время на передний план выходят термокапиллярная конвекция, поверхностное натяжение и другие эффекты.

Обрабатываемая в космосе деталь или конструкция подвергается воздействию температур в интервале 150–500 К; менее интенсивный тепломассообмен приводит к тому, что зоны с большой разницей температур могут быть расположены близко друг от друга. Один из ключевых вопросов в области термической обработки материалов – выбор способа их нагрева. Наиболее перспективным способом был признан электроннолучевой.

– Проводилась ли наземная отработка экспериментальной методики?

– Разумеется, проведению космических экспериментов предшествовала их отработка на Земле в условиях, имитирующих космические (микрогравитация, вакуум, переменная освещенность, градиент температур, ультрафиолетовое излучение и т.п.). Большую часть экспериментов впервые провели на борту самолета – летающей лаборатории, позволяющей создавать кратковременную (до 30 секунд) микротяжесть.

Для обеспечения ручной или полуавтоматической сварки требовались особые технологии и аппаратура. При этом очевидно, что операции по монтажу и ремонту космических объектов, если заранее не определены зоны работ и виды повреждений, могут быть выполнены только вручную, непосредственно космонавтом.

Было проработано много конструкций сварочного оборудования и вариантов его размещения на космическом корабле. В конце концов объединили в одной установке сварочные устройства, автоматику и источник питания. Это стало эффективным архитектурно-компоновочным решением.

– Насколько богатым был к этому времени опыт электроннолучевой сварки вручную?

– Никакого опыта не было. В промышленной практике того времени вообще отсутствовала идея использования электроннолучевой сварки (ЭЛС) в ручном варианте. А преимущества электроннолучевой технологии в виде ручного инструмента в условиях космического пространства были бесспорными. Потому что космическая среда обеспечивает наличие вакуума, что необходимо для электронного луча, а сам электронный луч служит высокоэффективным источником нагрева. Он обеспечивает возможность работать со всеми применяемыми металлами, в том числе и с тугоплавкими, что важно в условиях стремления к минимизации энергопотребления. Чрезвычайно важна также безопасность для космонавта, так как процесс практически не сопровождается образованием брызг.

Оставался открытым вопрос, сможет ли космонавт, находясь в скафандре, выполнять четкие координированные движения с таким высококонцентрированным источником нагрева в руке. Для наземной отработки ручных технологических операций были созданы специальные стенды, содержащие фрагмент скафандра с гермошлемом, рукавами и перчатками, воспроизводящие наддув скафандра. Эти стенды стали незаменимыми при отработке действий и подготовке космонавтов, работающих со сложной технологической аппаратурой, предназначенной для использования экипажем в процессе внекорабельной деятельности.

– Каковы же были итоги космического эксперимента?

– Проведенный 16 октября 1969 года эксперимент в космосе дал много интересного материала для совершенствования конструкции сварочной аппаратуры и уточнения технологии процесса сварки. Эксперимент этот проведен был экипажем космического корабля «Союз-6» в составе бортинженера Валерия Кубасова и командира Георгия Шонина. Эта космическая экспедиция проходила с 11 по 16 октября. Эксперимент по сварке металлов в условиях космического пространства был проведен впервые в мире. Главным итогом его стало то, что он позволил сделать выбор в пользу электронно-лучевой сварки и электронно-лучевого нагрева как наиболее перспективного в космических условиях. Кроме того, подтвердилось, что системы и механизмы установки «Вулкан» большей частью работоспособны, то есть при проектировании были приняты правильные конструкторские решения. Эксперимент показал, что сварка и резка металлов в условиях микрогравитации и космического вакуума возможны. Значит, эти процессы можно использовать при ремонтных и монтажных работах в космосе.

– Этот вывод был подтвержден на практике?

– Да, это было сделано 15 лет спустя, во время первого выхода в открытый космос космонавта Светланы Евгеньевны Савицкой. Она провела эксперимент УРИ (универсальный ручной инструмент) по ручной электронно-лучевой сварке, что само по себе также явилось сенсационным результатом. Впервые в истории техники электронный луч, управляемый рукой человека, работал в космическом пространстве!

Телеграмма, направленная академиком С.П. Королевым своим заместителям 29 ноября 1964 года. Предлагаемый проект программы и совместного плана работ по теме «Сварка в космических условиях» между ОКБ и Институтом им. Е.О. Патона АН УССР может быть положен в основу договора между названными организациями. 2. Особенный интерес представляет четвертый этап работы, но он затянут окончанием на 1967 и на 1968. Это недопустимо поздно! Надо план работ построить пока что поначалу на 2 года: 1965 и 1966. И можно предусмотреть на осень 1966 совместное обсуждение результатов и по итогам – продление наших работ еще на 2 года: 1967–1968. 3. В проекте плана недостаточно уделяется внимания энергетике, необходимой для сварки в особых условиях, и в частности, использованию солнечных концентратов и других источников. Этот раздел надо сделать самостоятельным и сильно развить его. Работы надо начинать немедленно. В плане совершенно нет конкретных работ по сварке в особых условиях даже через 2 года. Хотелось бы сварить хотя бы в 1966 что-то получше для наших объектов, может быть, тот же концентратор либо емкость, может быть, шлюз для выхода, раму для установки приборов наружного наблюдения и даже для той же сварки. Словом, надо подумать, как перейти от исследования простых образцов к делу, пусть пока небольшому на первых порах. 4. Считаю, что просимый институтом вес сварочных устройств в целом можно довести до 25 кг и оговорить, что для каждого опыта исходные данные, в том числе и вес, взаимно согласовываются. 5. Надо оговорить, что в программу и в принятый план по взаимному согласованию могут вноситься необходимые изменения и дополнения. 6. Прошу вас как можно скорее мои замечания сообщить в Институт сварки, еще до отъезда академика Б.Е. Патона в командировку, и получить его согласие. Прошу также передать ему лично мои добрые пожелания. (Архив РКК «Энергия» им. С.П. Королева, № 15129)

Эксперимент «Вулкан» «Экипаж «Союза-6» провел уникальный и, как оказалось, очень опасный (!) эксперимент по электросварке металлов на борту корабля с помощью установки «Вулкан». Эксперимент проводился следующим образом. Сначала космонавты подготовили к работе сварочную установку, расположенную в бытовом отсеке корабля (БО). Затем они перешли в спускаемый аппарат (СА) и закрыли за собой люк между СА и БО. После этого БО был разгерметизирован. С пульта космонавты включили установку «Вулкан», которая работала в автоматическом режиме по заложенной в ней программе, в соответствии с которой должно было быть поочередно осуществлено несколько видов электросварки на разных образцах металлов. Когда работа установки была завершена, космонавты наддули бытовой отсек, открыли люк... и ахнули! Установка «Вулкан» поначалу сварила несколько образцов металлов, но затем произошел какой-то сбой – и она прожгла насквозь монтажный стол, «добралась» до корпуса бытового отсека и оплавила его внутреннее декоративное покрытие! Бортинженер В. Кубасов сразу оценил всю опасность сложившейся ситуации: алюминиевый корпус отсека мог быть поврежден и от внутреннего давления в любой момент мог просто треснуть, что привело бы к «взрывной» разгерметизации всего корабля, а скафандров у экипажа не было. Прихватив необходимые вещи, приборы и некоторые сварочные образцы, экипаж быстро вернулся в спускаемый аппарат и загерметизировал за собой переходный люк. К счастью, все обошлось – бытовой отсек остался цел, но космонавты до самой посадки уже не решались в него входить». (Источник: энциклопедия «Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди» / Под ред. Ю.М. Батурина, М.: «РУСофт», 2005. – 752 с.)


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Ольга Соловьева

России придется учесть принципиальные изменения зеленой повестки других стран

0
583
Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

0
382
КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Накануне переизбрания Зюганова лидером партии ностальгия побеждает реальность

0
607
Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Михаил Сергеев

Две трети прироста связаны с выпуском в РФ оборонной продукции

0
705

Другие новости