0
49487
Газета Печатная версия

10.04.2023 18:04:00

Брюссель и Пекин встали на путь климатического регулирования

Как создается рынок углеродных единиц

Ирина Гайда

Об авторе: Ирина Вернеровна Гайда – заместитель директора Проектного центра по энергопереходу и ESG, Сколтех.

Тэги: энергетика, киотский протокол, парижское соглашение, торговля, квоты, выбросы, углеродное регулирование, ес, китай


энергетика, киотский протокол, парижское соглашение, торговля, квоты, выбросы, углеродное регулирование, ес, китай В ЕС предварительно договорились сократить выбросы СО2 на 62% к 2030 году по сравнению с уровнем 2005 года. Фото Reuters

Первым крупномасштабным инструментом, принятым на международном уровне в сфере климатического регулирования, является рамочная Конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН). Она вступила в силу в 1994 году.

Целью конвенции заявлена стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на уровне, не допускающем опасного воздействия на климат. Конвенция создает институциональную основу для климатического правового режима платформы для дальнейших переговоров.

Киотский протокол

Несмотря на принятие РКИК, выбросы парникового газа в подавляющем большинстве стран продолжали расти, а вопрос снижения концентрации в атмосфере оставался в центре внимания. В связи с этим в 1997 году был принят известный всем Киотский протокол к РКИК, который допускает выполнение климатических обязательств государствами не только на национальном уровне, но и посредством использования межгосударственных рыночных механизмов.

Киотский протокол ввел конкретные международные обязательства, установил ограничение на выбросы, но, что важно, – только для развитых стран. Вместе с тем развивающиеся государства, такие как Китай и Индия, оказались в первых рядах по объему выбросов, но на них обязательства не распространялись. Кроме того, США – один из лидеров по выбросам, – являясь развитой страной, отказались подписывать протокол.

Эти и другие проблемы с Киотским протоколом привели к осознанию необходимости нового международного инструмента в сфере изменения климата, и в настоящее время таким ключевым инструментом является Парижское соглашение 2015 года. Оно насчитывает 194 участника, включая крупнейших эмитентов парниковых газов: США, Китай, Европейский союз, Россию и других.

Парижское соглашение

Соглашение вступило в силу 4 ноября 2016 года – значительно раньше, чем предполагалось. Изначально оно устанавливает всеобщую температурную цель – удержание прироста глобальной средней температуры ниже 2 градусов по Цельсию и принятие мер для ограничения роста до полутора градусов.

В отличие от Киотского протокола Парижское соглашение включает обязательства для всех сторон. Они обязаны представлять каждые пять лет отчеты об определяемых на национальном уровне вкладах (ОНУВ). В ОНУВ описываются усилия по сокращению выбросов парниковых газов и адаптации к воздействиям изменения климата. От государства ожидается, что каждый новый ОНУВ будет более амбициозным, чем предыдущий. Вместе с тем не существует установленных критериев и условий для их подачи. Для развитых государств предусмотрены также финансовые обязательства.

Важное значение имеет статья 6 соглашения, которая предусматривает добровольное сотрудничество стран, результаты которого они учитывают в ОНУВ.

Статья 6 создает два рыночных механизма – когда происходит купля-продажа углеродных единиц – и один не рыночный. Безусловна преемственность между подходами Киотского протокола и Парижского соглашения: например, в отношении недопустимости двойного учета результатов реализации климатических проектов, которая красной линией проходит по статье 6.

Вообще документы, раскрывающие смысл Парижского соглашения и методологию его реализации, во многом только создаются.

Критическое значение для имплементации толкования положений Парижского соглашения имеют решения Конференции сторон ОНН (COP) – например, на 26-й Конференции сторон в Глазго статья 6 была одним из главных объектов переговоров, и страны приняли некоторые правила реализации ее положений на 27-й Конференции сторон в Шарм-эль-шейхе. В ее преддверии была проделана большая переговорная работа по методологическим и техническим документам. Однако решение удалось принять лишь по нескольким пунктам. Ожидается, что на 28-й Конференции сторон в Дубае работа по этому направлению будет продолжена.

Несмотря на наличие международных инструментов, в конечном счете готовность принимать соответствующие меры и создавать правовые основы находятся в компетенции государств. К наиболее развитым в этом отношении, безусловно, относится регулирование Европейского союза, который как государство-член является стороной РКИК и Парижского соглашения.

Путь Евросоюза

Остановимся на ключевых моментах: на достижение углеродной нейтральности ЕС к 2050 году направлена «Зеленая сделка» 2019 года. Она вводит «дорожную карту» ключевых политик и мер для достижения этой цели.

В июне 2021 года Европарламент одобрил Закон о климате, который также устанавливает цель по сокращению выбросов парниковых газов на 55% к 2030 году.

Необходимые меры должны быть приняты и на уровне ЕС, и на национальном уровне государств-членов. Прогресс будет оцениваться каждые пять лет в соответствии с целями Парижского соглашения. В Законе о климате рассматривается ряд векторов работы по достижению целей, среди которых необходимость увеличить поглощение углерода за счет более амбициозного регулирования землепользования, изменений в землепользовании и лесном хозяйстве, создания Европейского научного консультативного совета по изменению климата, усиления политики адаптации к изменению климата и обязательств взаимодействовать с представителями секторов экономики для подготовки «дорожных карт» конкретных секторов.

4-10-3480.jpg
Программа Fit for 55 – по сокращению чистых
выбросов парниковых газов как минимум
на 55% к 2030 году активно реализуется
Комиссией ЕС. Фото Reuters
В июле 2021 года Европейский совет представил пакет Fit for 55 – по сокращению чистых выбросов парниковых газов как минимум на 55% к 2030 году. В данный пакет входит целый ряд инициатив, в том числе: механизм пограничной углеродной корректировки или, как его часто называют, трансграничное углеродное регулирование (ТУР); директивы о ВИЭ (об энергоэффективности, о торговле энергией); инициативы по переходу на устойчивое авиационное топливо и о создании социального климатического фонда, который будет запущен в 2026 году, и другие.

В ЕС принят ряд иных стратегических документов и планов действий, среди которых «Чистая планета для всех» – целевой план действий по климату на период до 2030 года, стратегия ЕС по адаптации к изменению климата.

С марта 2022 года реализуется стратегия REPowerEU, согласно которой Европейский союз должен полностью отказаться от энергоресурсов из России к 2030 году. Для этого предусмотрены следующие меры: например, наполнение подземно-газовых хранилищ и поиск других поставщиков; развитие возобновляемых источников энергии, в том числе для производства биогаза; экономия потребления энергии, в том числе понижение температуры отопления на 1 градус по Цельсию.

Торговля квотами

В 2005 году была запущена Европейская система торговли выбросами (СТВ) – это крупнейшая в мире система регулирования выбросов парниковых газов. На основе принципа платности она действует в 30 странах: 27 странах ЕС и трех странах, не входящих ЕС (это Исландия, Лихтенштейн и Норвегия). Они добровольно присоединились к системе, заключив межправительственное соглашение с Европейской комиссией.

Система направлена на сокращение выбросов от наиболее крупных источников электроэнергетики и в различных отраслях промышленности, а также от авиаперелетов между аэропортами стран системы. Всего на долю этих источников приходится около 40% выбросов парниковых газов стран системы. Разрешение на выбросы либо приобретаются на аукционах, либо выделяются бесплатно в зависимости от отрасли. В планах ЕС отказаться от бесплатных разрешений, а также обеспечить равные конкурентные условия для производителей в ЕС и вне ЕС через ТУР.

Механизм трансграничного углеродного регулирования будет вводиться в действие постепенно. На начальном этапе он будет применяться только к импорту определенных углеродоемких товаров: под него подпадает цемент, железо и сталь, алюминий, удобрения, электроэнергия и водород. Начиная с октября 2023 года в отношении этих товаров будет применяться система отчетности, которая обеспечит планомерное развертывание механизма и будет содействовать диалогу с третьими странами. А с 2026 года импортеры будут обязаны покупать специальные сертификаты для покрытия соответствующих выбросов.

Климатическое регулирование в ЕС подвержено частым изменениям. Например, 8 июня 2022 года Европарламент не согласовал проект реформы углеродного рынка и отправил на доработку законопроект о реформе европейской СТВ и социально-климатического фонда. При этом были поддержаны некоторые из предложений: де-факто это повышает целевой показатель ЕС по сокращению выбросов парникового газа к 2030 году до 57%.

В декабре 2022 года было достигнуто предварительное соглашение Европейской комиссии и Европарламента об укреплении СТВ включением новых секторов системы создания социального климатического фонда. Согласно документу, выбросы должны быть сокращены на 62% к 2030 году по сравнению с уровнем 2005 года. Это существенные результаты по сравнению с 43-процентным снижением, которого уже удалось добиться. Соглашение также предусматривает постепенную отмену бесплатных квот на выбросы для определенных предприятий.

Китайский подход

После принятия Парижского соглашения, в котором Китай принимал активное участие, правительство Китая обязалось достигнуть пика выбросов СО2 к 2030 году. Наиболее важные на настоящий момент политические акты Китая по его климатической повестке – это «Руководство по достижению пика выбросов СО2 и углеродной нейтральности в полном и точном осуществлении новой философии развития», «План действий по достижению пика выбросов СО2 до 2030 года» и «Белая книга. Политика и действия Китая в области изменения климата». Они составляют основу политики по реагированию на изменение климата, декарбонизации, достижению пика выбросов углекислого газа и углеродной нейтральности.

Например, руководство закрепляет общий план Китая по достижению климатических целей к 2025, 2030 и 2060 годам. План действий включает в себя детальный обзор мер в различных секторах экономики, которые будут существенно реструктурированы в соответствии с установленными климатическими целями.

В 2030 году Китай планирует добиться значительных достижений в результате всеобъемлющей зеленой трансформации экономической и социальной сферы. При этом энергоэффективность в ключевых энергоемких отраслях достигнет передового международного уровня, а к 2060 году Китай завершит создание зеленой низкоуглеродной экономики замкнутого цикла. Доля потребления энергии из неископаемых видов топлива составит более 80%.

Вышеуказанные документы представляют собой фундамент климатической повестки, но не являются единственными. Продолжается разработка новых нормативных актов, содержащих конкретные задачи, меры, планы действий.

В октябре 2022 года была опубликована «Белая книга. Политика и действия Китая в области изменения климата», где отмечено, что Китай реализует меры реагирования на изменение климата и за последние годы создал основу для достижения углеродного пика углеродной нейтральности.

Кроме того, на ХХ съезде правящей Коммунистической партии Китая в октябре 2022 года была затронута тема энергоперехода. Исходя из выступления Си Цзиньпиня, приоритетами являются прекращение роста выбросов, вызывающих потепление планеты, а также энергетическая безопасность, поскольку страна борется со спадом экономики и турбулентностью мировых рынков топлива.

В 2021 году в Китае была запущена Национальная система торговли выбросами – крупнейшая в мире по охвату выбросов. На данный момент система охватывает один сектор – энергетический и один вид парниковых газов – СО2, что составляет более 40% национальных выбросов углерода. Основополагающим документом являются «Национальные меры по управлению торговлей выбросами углерода», которые содержат общие правила и положения, касающиеся торговли разрешениями на выбросы, мониторинга, отчетности по выбросам парниковых газов и ее верификации для расчета квот. Используется четыре вида бенчмарков, которые варьируются в зависимости от вида применяемого топлива и мощности установки.

Бенчмарки установлены в «Плане реализации национального ограничения на выбросы углерода и распределения разрешений на выбросы углерода на 2019–2020 годы». Действие системы распространяется на генерирующие компании, выбросы которых составляют 26 тыс. т СО2 в год и выше.

На данный момент сведения о планах Китая по введению углеродного регулирования импорта нет, однако нельзя исключать, что такие планы появятся после распространения СТВ на выбросы парниковых газов в отраслях промышленности и на транспорте. 


Читайте также


Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Анастасия Башкатова

Внедрение транспорта высокого уровня автономности потребует трансформации всей инфраструктуры

0
515
Америка шокирована пропалестинским бунтом в университетах

Америка шокирована пропалестинским бунтом в университетах

Данила Моисеев

Байден старается не говорить лишнего, чтобы не раздражать свой электорат

0
641
В Германии приближается репетиция выборов следующего года

В Германии приближается репетиция выборов следующего года

Олег Никифоров

Возможный формат коалиции в будущем Бундестаге станет ясен после избрания Европарламента

0
542
США вводят самые масштабные персональные санкции за сотрудничество с Россией

США вводят самые масштабные персональные санкции за сотрудничество с Россией

Геннадий Петров

Сотни компаний из Китая, Турции, ОАЭ и других стран попали в черные списки

0
742

Другие новости