0
15333
Газета Печатная версия

07.10.2024 17:53:00

Россия готовится к обновлению энергетической стратегии

Дефицит инвестиций в генерирующие мощности составляет около 40 триллионов рублей

Тэги: энергетическая стратегия, обновление, долгосрочные прогнозы, инвестиции


энергетическая стратегия, обновление, долгосрочные прогнозы, инвестиции Рост потребления электричества оказался выше прогнозов, в результате уровень резерва за 5 лет сократился с 57 ГВт до 24 ГВт. Фото Reuters

Перспективы топливно-энергетического комплекса России обсудили на ежегодной профессиональной конференции ассоциации «Совет производителей энергии». Она прошла 19 сентября 2024 года в Москве. В мероприятии принял участие и министр энергетики РФ Сергей Цивилев. Он подчеркнул, что мы находимся на очень важном этапе развития страны. Вызовы, которые перед нами сейчас стоят, не только создают определенные риски, но и открывают новые возможности. Топливно-энергетический комплекс лежит в основе долгосрочного роста российской экономики, он может дать стране дополнительные стимулы для развития. Это не только важный источник наполнения бюджета, но и ключевой драйвер развития многих смежных отраслей промышленности.

Современный топливно-энергетический комплекс требует создания новых технологий, включая развитие науки и образования, разработку цифровых решений, новых материалов и оборудования. Как отметил Сергей Цивилев, у нас много талантливых людей, которые создают перспективные технологии. «У России есть большой потенциал для решения этой задачи, так как многие отечественные компании уже давно идут по этому пути. Сейчас необходимо объединить усилия для того, чтобы масштабировать применение существующих отечественных технологий на всю страну и обеспечить их продвижение в дружественных странах», – сказал министр.

Единые стандарты и отраслевые заказы

Достижению технологического суверенитета должно способствовать создание отраслевых стандартов по аналогии с теми, что были разработаны Институтом нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ) для нефтегазового комплекса. В этой отрасли их уже порядка 250. «Все создаваемые по такому принципу технологии должны быть приняты как единый стандарт для использования на всей территории страны, что повысит доступность и универсальность производимого оборудования», – сообщил Сергей Цивилев.

К нашим стандартам присоединяются и дружественные страны, например Узбекистан. Министр призвал продолжить эту работу в том числе в рамках БРИКС.

Сейчас детализируется цифровая платформа, на которой будут формироваться отраслевые заказы для промышленных предприятий. Ее администратором выступает Министерство энергетики РФ. Как это работает? После регистрации там можно составить заказ с указанием необходимого оборудования, его количества и сроков доставки. Программа соберет из таких заявок единый отраслевой заказ и предложит предприятиям промышленности присоединиться к его выполнению. Вместе с участниками рынка Минэнерго будет создавать реестры производителей, которые показывают высокую эффективность, будет поддерживать предприятия, которые развивают эффективность, и убирать из реестра те, что оказались неэффективными.

Так единые стандарты и отраслевой заказ помогут влиять на изготовление оборудования и запасных частей. Министр также напомнил, что построению технологического суверенитета уделяется особое внимание в разрабатываемой обновленной Энергетической стратегии России до 2050 года. Ее обсуждение идет на всех возможных площадках. Она создается общими усилиями профильных ведомств и участников рынка и будет готова уже в ближайшие месяцы. При этом, как отметил министр, стратегия не должна иметь глубокой детализации, все детали распишут в последующей «дорожной карте», которую затем будут корректировать каждые три месяца.

Эту тему Сергей Цивилев затронул и в рамках форума «Российская энергетическая неделя», который проходил с 26 по 28 сентября 2024 года: «Энергостратегию до 2050 года можно условно разделить на четыре направления: нефть и нефтепереработка, газ, уголь и электроэнергетика. В области нефти и нефтепереработки стоит задача полностью обеспечить потребности нашей страны в светлых нефтепродуктах, а оставшиеся объемы нефти должны быть отправлены в нефтехимию, особенно в малотоннажную. Схожие задачи стоят и в части добычи, переработки газа и газохимии. Мы продолжим развивать угольную отрасль – добычу угля, угольную генерацию и углехимию. Что касается энергетики, то при существующем росте потребления электроэнергии мы должны создавать новую генерацию и развивать наши электросети».

И важным этапом в реализации этой стратегии будет как раз создание новых современных технологий, стандартов и переход к формированию единого отраслевого заказа. Сергей Цивилев добавил, что президентом России Владимиром Путиным была поставлена задача достижения технологического лидерства. Для этого, в частности, был разработан национальный проект «Новые атомные и энергетические технологии». На этот нацпроект из федерального бюджета выделят 46,9 млрд руб. в 2025–2027 годах. «Мы решим эти задачи. Но самое главное – это изменение мышления. Важно объединить усилия, объединить весь топливно-энергетический комплекс. Именно единое мышление, направленное на достижение общей цели, является основой нашей стратегии», – подчеркнул министр.

Долгосрочные прогнозы

Как сообщил ТАСС, проект стратегии предусматривает, что до 2050 года ископаемые виды топлива останутся в основе мировой энергетики. И с учетом растущего спроса на энергию физические объемы их потребления будут сохраняться около текущего уровня или расти.

Ожидается, что потребление нефти на глобальном рынке к 2036 году увеличится с 99 до 109 млн барр./сутки, а к 2050 году сократится до 95 млн барр./сутки. Потребление угля с 8,025 млрд т дойдет до 8,596 млрд т в 2036 году, но к 2050 году упадет до 6,791 млрд т. А вот спрос на газ будет только расти. Если в 2022 году он был на уровне 4,1 трлн куб. м, то к 2036 году поднимется до 4,4 трлн куб. м, а к 2050 году – до 4,9 трлн куб. м.

Доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в мировом энергобалансе будет наращиваться опережающими темпами, однако параллельно с этим как минимум до 2035 года будет расти и доля нефти из-за активной автомобилизации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке и Африке. При этом рост спроса на газ будет уступать по динамике только ВИЭ.

Вероятность отказа от традиционных ресурсов до 2050 года оценивается как очень низкая и поэтому не рассматривается в проекте стратегии, но этот вопрос будет уточняться при ежегодном мониторинге. Предполагается, что структура энергобаланса в мире к 2050 году будет такой: энергия солнца и ветра – 11,1% (против текущих 2,2%), гидроэлектростанции – 4,1% (2,7%), атомные электростанции – 2,9% (1,7%), газ – 28% (26,7%), нефть – 30,8% (37%), уголь – 21,5% (29,2%).

Проект энергостратегии рассматривает консервативный и целевой сценарии. Первый вариант основан на сохранении сложившихся трендов и политик в топливно-энергетическом комплексе страны и не подразумевает значительных инвестиций в развитие. А второй опирается на сбалансированное развитие с наименьшими издержками и реализацию экспортного потенциала.

В прогнозах проект стратегии учитывает, что санкции ЕС и «группы семи» сохранятся, при этом ВВП России до 2030 года будет расти быстрее мировой экономики, а затем выйдет на среднемировой уровень и будет его придерживаться до 2050 года.

Что касается возможностей России по добыче энергоресурсов, целевой сценарий проекта стратегии предусматривает рост по нефти с 531 млн т в 2023 году до 540 млн т в 2036 году. И этот объем будет сохраняться до 2050 года. Между тем и в 2036 году, и в 2050 году поставки на внутренний рынок будут держаться на уровне 297 млн т, а экспорт поднимется с 234 млн т в 2023 году до 243 млн т в 2050 году.

Переработка нефти в 2050 году сохранится на уровне 275 млн т в год, а поставки за рубеж увеличатся с текущих 132 млн т до 146 млн т. Рост экспорта произойдет за счет снижения поставок на внутренний рынок, так как транспорт станет более экологичным, в частности, доля машин на газомоторном топливе вырастет с 1% до 11%. Также увеличится глубина переработки на отечественных заводах – с 84,1% в 2022 году до 95% в 2050 году.

Добыча газа в России, согласно целевому сценарию, сильно вырастет за следующую четверть века. Если в 2023 году мы получили 638 млрд куб. м, то в 2036 году ожидается уже 951 млрд куб. м, а к 2050 году – 1,085 трлн куб. м.

Внутренний рынок в 2050 году получит 664 млрд куб. м против 495 млрд куб. м в 2023 году, экспорт поднимется с 143 млрд куб. м до 421 млрд куб. м. При этом поставки трубопроводного газа вырастут со 101 млрд куб. м до 176 млрд куб. м, а сжиженного природного газа (СПГ) – с 42 млрд куб. м до 245 млрд куб. м.

И консервативный сценарий по газу не сильно отличается от целевого. По нему добыча в 2050 году будет на уровне 914 млрд куб. м, а экспорт – 312 млрд куб. м (трубопроводный – 156 млрд куб. м, СПГ – 156 млрд куб. м).

Позднее глава Минэнерго России Сергей Цивилев сообщил журналистам: «В новой стратегии заложены планы по развитию СПГ-отрасли, по развитию новых СПГ-технологий. Сейчас точно сказать, сколько мы будем СПГ экспортировать в каждый конкретный год, сложно. Но план по производству мы сохраняем – более 100 млн т до 2035 года».

Проблемы и задачи отрасли

По мнению Александры Паниной, председателя Наблюдательного совета Ассоциации «Совет производителей энергии», сегодня для отрасли актуальны три вопроса:

– вопрос надежности. Отсутствие дефицита электроэнергии – важнейший фактор развития экономики страны и бизнеса;

– вопрос доступности. Цена электроэнергии – ключевой показатель конкурентоспособности российской экономики и экспорта;

– вопрос эффективности. Использование наиболее прогрессивных технологий позволит обеспечить устойчивость экономики страны в долгосрочной перспективе.

Между тем в последние годы, как отмечает Александра Панина, аварийность генерации в России растет. Прежде всего из-за износа оборудования. Если в 2018 году турбинного оборудования старше 40 лет было всего 33%, то в 2024 году уже 46%. А к 2030 году ожидается 60%. Также на аварийность влияет рост потребления, из-за которого системный оператор вынужден переносить и сокращать сроки ремонта. Кроме того, свой негативный вклад вносят низкая квалификация и недостаток ремонтного персонала.

8-10-4480.jpg
Министр энергетики РФ Сергей Цивилев
(на фото в центре) на конференции Совета
производителей энергии призвал выработать
отраслевые стандарты.
Фото с сайта www.minenergo.gov.ru
По данным АО «СО ЕЭС», в энергосистеме России среднегодовое аварийное снижение мощности, обусловленное неплановыми и аварийными ремонтами, в январе-августе 2024 года составило 4,2%, или 9661 МВт. В 2023 году этот показатель составлял 3,3%, или 7543 МВт. Максимальная аварийность на электростанциях за последние пять осенне-зимних периодов увеличилась с 5660 МВт до 11 926 МВт, а в периоды экстремально высоких температур начиная с 2020 года – с 4300 МВт до 13 801 МВт.

Одно из предложений участников рынка – создание фонда для распределения штрафов. Сейчас штрафы за неготовность, которые платят компании, уходят из отрасли, и, по мнению Александры Паниной, было бы разумно направить эти средства как раз на развитие отрасли. Например, на создание фонда мобильной генерации. Также надо повышать качество системы плановых ремонтов генерирующего оборудования. Например, за счет введения нормирования по объемам и срокам ремонта оборудования, по крайней мере в дефицитных регионах, где вопрос аварийности стоит наиболее остро. Еще повлиять на ситуацию можно через повышение ответственности энергомашиностроителей за качество оборудования и формирование целевых программ надежности оборудования.

Сергей Павлушко, первый заместитель председателя правления АО «СО ЕЭС», представил на конференции Ассоциации «Совет производителей энергии» сценарий развития генерирующих мощностей, который был заложен в проект Генеральной схемы (Генсхемы) размещения объектов электроэнергетики до 2042 года. Процедура ее общественного обсуждения завершилась 18 сентября. Планируемый объем модернизации оборудования действующих ТЭС составляет 65,8 ГВт, рекомендуемые объемы вывода из эксплуатации оборудования ТЭС – 34,9 ГВт, планируемый объем вывода из эксплуатации энергоблоков АЭС – 10,4 ГВт. «В период до 2042 года оборудование ТЭС в объеме 99,9 ГВт достигнет установленных сроков эксплуатации, что требует инвестиционных решений по его обновлению или выводу из эксплуатации. Целесообразна масштабная модернизация оборудования действующих ТЭС при затратах на модернизацию не выше 60% от стоимости нового аналогичного оборудования. Если ничего этого не делать, а просто выполнять условия, заложенные в Генсхеме, – вывод тепловой генерации, отработавшей более 70 лет, и газовой генерации, отработавшей два парковых ресурса, а также выработавших ресурс атомных станций, – то объем располагаемой установленной мощности генерации перестанет удовлетворять растущему потреблению мощности в 2041 году, а с учетом существующих необходимых ограничений мощности это произойдет еще раньше – в 2036 году. Согласно Генсхеме, чтобы не допустить такого разрыва, помимо модернизации требуется ввести в эксплуатацию до 2042 года 91,2 ГВт новой генерации», – сообщил Сергей Павлушко. В 2025–2030 годы необходимо ввести 26,9 ГВт мощностей, в 2031–2036 годы – 30,6 ГВт, а в 2037–2042 годы – 33,6 ГВт. Среднегодовой объем вводов при этом составит 4,5 ГВт, 5,1 ГВт и 5,6 ГВт соответственно. Он напомнил, что опыт ввода таких больших объемов в России есть. Так, в рамках программы ДПМ (договоров о поставке мощностей) в 2012 году было введено 6,3 ГВт, а в 2014 году – 7,6 ГВт.

Необходимость в новых мощностях во многом обусловлена аварийностью энергосистемы. «Для надежной работы энергообъединения юга в нем должно быть построено 2863 МВт, но если бы не аварийность, то там строить вообще ничего не нужно. Исключение аварийности также могло бы существенно уменьшить потребность в новой генерации на востоке, но не исключило бы ее полностью. Также аварийность существенно влияет и на потребности в новой генерации в ОЭС Сибири», – сообщил Сергей Павлушко.

Александра Панина, в свою очередь, отметила, что в России невысокий уровень резерва энергосистемы – 32%, если смотреть на установленную мощность во время пиков потребления. Если в 2018 году резерв был 57 ГВт, и этого было достаточно, а может, и избыточно, то к декабрю 2023 года стало в 2,5 раза меньше – всего 24 ГВт. Прежде всего такое резкое изменение связано с ростом потребления и с ремонтом оборудования. Рост потребления оказался значительно выше прогнозов, которые составлялись в 2017 году.

Заместитель министра энергетики РФ Евгений Грабчак, выступая на конференции, отметил дефицит инвестиционных источников, связанный с несбалансированностью тарифно-балансовых решений и с ростом перекрестного субсидирования. О дисбалансе говорит и то, что в некоторых регионах электроотопление стало выгоднее, чем потребление тепла.

По словам замминистра, в поддержание фондов и реновацию необходимо ежегодно вкладывать около 2,2 трлн руб. Однако за последние 30 лет накопленный дефицит составил порядка 40 трлн руб. Он отметил, что в первую очередь ситуацию нужно стабилизировать, то есть обеспечить непрерывность деятельности объектов электроэнергетики, работать над созданием аварийного запаса и компетенций по ремонту, более внимательно и тщательно подходить к системе планирования и контроля за ремонтными программами, кроме того, скорее всего придется принимать непопулярные решения по формированию дорогого мобильного резерва и вносить изменения в правила розничного рынка в части возможности задействования розничной генерации свыше 5 МВт в условиях дефицита мощности. Предстоит реализовать очень много ресурсоемких, денежноемких мероприятий. И делать это будут, вероятнее всего, за счет инвестиций, которые могли бы пойти на реновацию фондов. И тут главное – найти баланс, не навредив экономике.

Как считает председатель правления Ассоциации «НП Совет рынка» Максим Быстров, одним из вариантов решения проблемы инвестиционного планирования в электроэнергетике может стать формирование долгосрочного резерва мощности по энергосистеме в целом. «Резерв мощности, созданный в советское время, позволял нам до некоторого времени жить хорошо. Но сейчас он исчерпан, и, кроме того, оборудование начинает выходить из эксплуатации. Поэтому программа по созданию резерва имеет неплохие перспективы. Да, возможно, покажется, что это дорого, но, честно говоря, в наших реалиях резервировать может оказаться сильно дешевле, чем реагировать на вызовы сиюминутными решениями», – заявил он. И подчеркнул, что в случае газовой генерации надо закладывать около 6 лет на строительство, а в случае с АЭС и ГЭС – еще больше. А чтобы развернуть мощности мобильного резерва, требуется от полугода до года. Поэтому полноценно мобильным такой резерв, по мнению Максима Быстрова, считать нельзя. Причем даже с мобильным резервом стоимость электроэнергии в дефицитном регионе все равно сильно вырастет. Максим Быстров предложил всем заинтересованным лицам совместно подумать над привязкой самого амбициозного долгосрочного прогноза потребления к Генсхеме размещения объектов генерации, а также схемам и программам развития электроэнергетических систем страны.

На недавней встрече (1 октября 2024 года) с Владимиром Путиным министр энергетики Сергей Цивилев подчеркнул, что по итогам первого полугодия топливно-энергетический комплекс России в целом справился с задачами, которые поставил президент. Внутренний рынок был наполнен всем необходимым, а по экспорту идет энергичная работа, несмотря на санкционное давление, и многое получается.

Министр признал, что этим летом были проблемы, связанные с отключением электроэнергии. Они были обусловлены тремя факторами:

– большой поток туристов;

– высокая температура, которая была в этом году на юге;

– аварийные ситуации происходили гораздо чаще, чем обычно.

Все случаи с отключениями были проанализированы, и к последующим сезонам будут готовиться так, чтобы подобные ситуации больше не повторялись.

Также министр энергетики поблагодарил президента за поддержку двух важных для топливно-энергетического комплекса инициатив:

– системообразующие территориальные сетевые организации (ТСО). Эта инициатива уже обрела форму закона. Он предполагает создание системообразующих ТСО в каждом субъекте России. Для них они станут единым центром ответственности, который будет осуществлять функцию «одного окна» для потребителей и энергосбытовых организаций, эксплуатировать бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства и устранять масштабные аварии на сетях прочих ТСО по решению регионального штаба по надежности. Такая система позволит улучшить управление, а также сократить вероятность аварийных ситуаций и потери, которые им сопутствуют;

– легализация майнинга. В регионах с избытком электроэнергии майнеры будут брать его на себя и платить за это электричество, загружая генерирующие мощности. А при дефиците их объемы электричества будут передаваться для народного хозяйства. Майнеры должны будут переезжать в регионы, в которых есть избыточная электроэнергия. 


Читайте также


Ташкент повышает уровень дипломатических отношений с Кабулом

Ташкент повышает уровень дипломатических отношений с Кабулом

Виктория Панфилова

Узбекистан инвестирует в добычу золота и меди в соседней стране более миллиарда долларов

0
3270
Реакция на динамику ключевой ставки принципиально изменилась

Реакция на динамику ключевой ставки принципиально изменилась

Михаил Сергеев

Аргументы чиновников Центробанка не воспринимаются бизнесом и экономистами

0
5715
Италия снижает зависимость от российских углеводородов

Италия снижает зависимость от российских углеводородов

Михаил Стрелец

Как формировалась энергетическая политика республики

0
13264
В мире дорожает нефть, а в России дешевеет рубль и ускоряется инфляция

В мире дорожает нефть, а в России дешевеет рубль и ускоряется инфляция

Михаил Сергеев

0
8414

Другие новости