0
4099
Газета НГ-Регионы Интернет-версия

04.12.2006 00:00:00

Жизнь и смерть на оконных ресницах

Тэги: удмуртия, наличники


удмуртия, наличники Наличники воплощают мифологические представления удмуртского народа.
Фото автора

Проходя по старым деревянным улицам городов и сел Удмуртии, обязательно обращаешь внимание на удивительные узоры наличников. В Ижевске на них отчетливо видны силуэты клещей, молотков – такие мотивы породило развитое здесь металлургическое и оружейное производство, в Воткинске можно обнаружить якоря – когда-то их производили на здешнем железоделательном заводе, в Сарапуле удивлялись диковинному сочетанию символических образов, знаков, фигур.

Если окна дома сравнивают с глазами, то наличники – уж точно сойдут за ресницы. Сотрудники Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел как-то проводили выставку макетов старинных деревянных домов Удмуртии и обратили внимание на большое разнообразие рисунков наличников. Запросили из филиалов фотографии и ахнули: вот он, зашифрованный голос времен, символы менталитета народа, представления предков о мироздании.

В эти дни в Национальном центре работает выставка деревянных резных наличников, которая пользуется огромным успехом. Жаль, что уже ушли из жизни творцы замысловатых оконных украшений. Если такие и увидишь, значит, это старинные, позапрошлого века или начала двадцатого. А современные – простенькие, без затей. Между тем люди помнят то, что было, и хотят вернуть красоту. Сейчас по республике идет активное строительство частных деревянных домов. Нередко владельцам хочется украсить их нестандартной резьбой.

Самый известный резчик по дереву в Удмуртии – Геннадий Сидоров из деревни Узей-Тукля Увинского района. Он не копировал старые рисунки, а сделал самостоятельный эскиз, который выполнили резчики местного Дома ремесел. Один образец наличника создан на основе удмуртского фольклора. Композиция воплощает мифологическое представление о трехчастности и трехуровневости мира: вверху – небо в виде великого крезя (удмуртских гуслей), там же – солнце в трех фазах (восход, зенит и закат), внизу символы земли и священной ели, а подпирают небосвод колонны-коньки. На другом наличнике по бокам – колосья, образ, близкий жизни народа-труженика. Третий вариант – в стиле модерн, но тоже с элементами удмуртского искусства: обозначен абрис головного убора женщины – айшона. Материал – ель, сосна, липа. Дерево представлено в своем естественном виде – не закрашено. Все исполнено вручную. Мастера принципиально отказались от станка, чтоб от изделия шла человеческая энергетика.

А мастера из поселка Игра подготовили свои наличники. Чтобы показать, от чего они отталкивались, здесь же вывесили украшение с дома прадеда директора Дома ремесел Александра Кардопольцева. Резьба – скобчатая, дерево выбиралось полукруглой стамеской. Это скромный вариант, он украшал окно, выходящее во двор. Наверху солнце в трех фазах, здесь же можно увидеть вырезанную букву «ж» и полную чашу. Оказывается, это традиционный для Игринского района знак, он обозначает – «жизнь». Внизу пустой ковш – знак смерти. Вот такие философы – эти игринцы. В игринском музее собрано около ста двадцати старинных наличников, и для любого из них характерны знаки жизни и смерти.

«В крестьянскую среду Вятской губернии, куда входила нынешняя Удмуртия, узорчатые и расписные наличники проникли в XIX веке, – говорит доктор искусствоведения Владимир Кошаев. – Русские и удмуртские мастера работали рядом и двигались в одном направлении, но с использованием своих национальных мотивов. У всех народов наличники выполняли роль защиты, оберега. Вначале окна украшали просто пилеными досками, потом появились символы, которые пришли из ткачества».

Практически на всех наличниках – и русских, и удмуртских – можно увидеть солнце, образ мирового дерева, птиц, растений. Для русской резьбы Удмуртии характерны округлые детали, для удмуртской – геометрические. Удмуртская резьба питается более архаичными мотивами, которые еще не утратили своего смыслового значения. Здесь изображения тотемных животных – конских и лосиных голов, летящих птиц, диковинных рыб. Городской стиль связан с хозяйственными и культурными особенностями. В купеческий Сарапул, например, Екатерина II переселила несколько семей торговцев из Средней Азии, в результате на некоторых наличниках можно увидеть рога тура, шестиконечную звезду.

«Оказалось, что потребность в наличниках не исчезла, – говорит директор Национального центра декоративного искусства Рафхат Каримов. – Посетители выставки делают заказы, им нравятся и традиционные, и авторские образцы. И мы будем развивать это направление».

Ижевск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
495
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
611
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
189
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
675

Другие новости