0
1226
Газета Non-fiction Печатная версия

04.06.2009 00:00:00

Имиджи и месседжи

Тэги: дневник, семья


дневник, семья

Ольга Новикова, Владимир Новиков, Лиза Новикова. Семейный дневник. Литература, культура и┘ политика. – М.: Зебра Е, АСТ, 2009. – 288 с. (Библиотека модной жизни).

Семейное трио Новиковых – это такой мини-союз писателей. А, учитывая многостаночность его членов, даже и не вполне мини. Судите сами. Глава семейства Владимир Новиков – литературовед, прозаик, критик, его жена Ольга Новикова – критик, прозаик, редактор. Оба они, кстати, авторы ряда книг, написанных и порознь, и совместно. Наконец, их дочь Лиза Новикова – литературный обозреватель в ряде СМИ, кандидат филологических наук. Новую книгу Новиковы написали втроем. Хотя все-таки родители свой раздел написали совместно, а дочь добавила к этому свою индивидуальную главу. Такая вот семейно-литературная конфигурация.

Эстетическая гигиена современного литератора как непреложное этическое правило. Вкус и совесть литературного критика. Блеск и нищета «бессердечной прозы». Кто такие книжные журналисты и чем они плохи. Литературная экология. Симуляция духовности. Современная литература между жизнью, коммерцией и тусовкой. Текст, язык, редактура. Имиджи и месседжи современной словесности. Проблема авторского своеволия. Культура книгоиздания. Формула литературной преемственности. Портреты влиятельных современных литкритиков┘

Думаете, это конспект всей книги Новиковых? О нет, это лишь незначительная часть тезисов, которые авторы вбрасывают, предлагают обсудить. Это лишь несколько тем, острота которых ныне, по мнению соавторов, все чаще забалтывается, подменяется рассуждениями о «концепциях» и «тенденциях», о «карнавальности» и «имморальности» искусства. Цикл очерков супругов Новиков – это яркая литературная публицистика. Не стоны о «ничтожестве литературы русской», которые нередко бывают основаны лишь на ретроградной привязанности к «нашенскому, старому, проверенному». Нет, как раз Новиковы – усердные читатели современной русской прозы самого разного профиля: от Михаила Шишкина до Сергея Минаева. Их тезисы не из пальца высосаны. Новиковы, так сказать, полевые исследователи текущей русской словесности. Их сборник – эмпирическая критика. С цитатами, со знанием контекста. И с чертами дневника. Можно сказать, что здесь совпали филологическая фундаментальность, интерес к новому слову и собственное яркое перо. Что, прямо скажем, встречается нечасто. Обычно бывает флюс-перекос в какую-нибудь одну сторону.


Мама, папа и дочка – это не только семья, но еще и коллектив авторов. Сэр Энтони ван Дэйк. Семейный портрет. 1621. Эрмитаж

«Фундаментальность» – это, конечно, в первую очередь про Владимира Новикова, профессора МГУ, доктора наук и автора нескольких филологических бестселлеров. Ольга Новикова олицетворяет в этой связке, так сказать, психологическое, жизнеописательное начало. А Лиза – оперативность и лаконизм журналиста, вооруженного, однако же, всем арсеналом литературоведческих познаний. Кстати, характерно, что книга вышла в серии «Библиотека модной жизни». Этим авторы и издатели как бы намекают, что нынче не просто читать модно, но модно читать, понимая и умея интерпретировать прочитанное; модно читать качественно написанные и грамотно изданные книги. Модно быть думающим, внимательным к каждому слову читателем.

Проблемы Новиковы поднимают как внутрилитературные, так и общегуманитарные. Но о чем бы они ни рассуждали, оптика у них – филологическая, писательская. Манера письма – внятная, образная. «Из всех отраслей народного хозяйства нам лучше всего знакомо литературно-книжное производство. Здесь примерно те же проблемы, что у стран в целом. Дефицит динамики. Экстенсивный поток книжной «нефти» (массового чтива) и отсутствие качественного роста. Явное отставание и от Запада, и от Востока в области высоких технологий». Прочитав эту фразу, даже далекий от цеховых литературных дел образованный человек легко поймет суть проблемы. Кстати, по этой цитате легко судить и о тонкой иронии, пронизывающей книгу. Новиковы пишут о серьезных вещах, но тяжеловесный пафос им совершенно чужд. Это легкая проблемная книга. Такой вот парадокс. Но если знать творчество наших трех авторов (во всех их ипостасях и комбинациях), то ничего парадоксального мы тут не увидим. Владимир Новиков – видный знаток русских филологов-формалистов и в чем-то продолжатель их традиций. А Шкловский, Тынянов и Ко, как известно, больше всего не любили в науке о литературе рутину и дурной академизм. А также стремились по возможности расширять ее горизонты. Вот и в «Семейном дневнике» мы читаем: «Литературная критика не знает узкой специализации, тут приходится заниматься сразу и кардиологией, и, извините, копрологией». Думается, эта книга во многом адресована студентам, молодым литературным критикам и журналистам. По ее страницам рассыпано множество ненавязчивых советов, рекомендаций и прямых уроков для них. В качестве образцов современных рецензий предложены тексты Лизы Новиковой. Почему бы и нет? Такая вот прикладная филология: множество жанров в одном флаконе – притом отнюдь не громоздком. Этакий краткий курс практической любви к слову.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


С инфраструктурным размахом: ВЭБ вложился в аэропорты

С инфраструктурным размахом: ВЭБ вложился в аэропорты

Виталий Барсуков

0
669
“Единая Россия” готова усилить Госдуму управленцами

“Единая Россия” готова усилить Госдуму управленцами

Галина Грачева

0
712
Память о Великой Отечественной Войне как нельзя более актуальна сегодня

Память о Великой Отечественной Войне как нельзя более актуальна сегодня

Олег Никифоров

Федеральный президент ФРГ выступил с речью о необходимости извлечь уроки из истории нападения  Германии на СССР

0
1501
С пятницы на воскресенье. Про факап, Чижика-Пыжика и другое такое же

С пятницы на воскресенье. Про факап, Чижика-Пыжика и другое такое же

Алла Хемлин

0
1145

Другие новости

Загрузка...