0
1237
Газета Non-fiction Интернет-версия

10.11.2011 00:00:00

Классики между завистью и пиететом

Тэги: достоевский


достоевский

Людмила Сараскина. Достоевский.
– М.: Молодая гвардия, 2011. – 826 с.

Пожалуй, труднее всего писать о признанных классиках. Неизбежно оказываешься между двух огней. С одной стороны, выражаясь академическим языком, высокая степень разработанности проблемы. Иными словами, много всего написано, сложно сказать что-то новое. С другой – общественное мнение. Критика любого признанного классика вызывает ассоциации с дешевой писаревщиной, стремлением путем псевдоинтеллектуального скандала самоутвердиться. Есть еще третий аспект. Наверное, самый трудный. Если герой не вызывает ничего, кроме неприятия, то лучше не писать о нем вообще. Автору этих строк пришлось читать несколько монографий – от серьезных академических исследований, привлекающих архивные материалы, до достаточно популярных, сочинители которых с разной степенью удачности скрывали ненависть к своим героям. Ничего, кроме недоумения, это, признаюсь честно, не вызвало. А как писать, если любишь своего героя? Ладно, с негативом все хоть относительно понятно, но как быть, если автор все-таки любит своего героя? Здесь, думается, все упирается в его профессионализм. Суметь писать так, чтобы личные вкусы и чувства оставались вне текста. Новая книга Людмилы Сараскиной именно такова. Автору удалось достичь объективности. Объемистая биография не менее полифонична, чем тексты книги самого Федора Достоевского. В ней есть голоса и в пользу автора «Белых ночей», и против, и нейтральные оценки.

Вот неожиданное свидетельство Льва Толстого: «чрезвычайно умен и настоящий». И в другом месте: «я его так и считал своим другом». А вот вполне ожидаемое свидетельство Владимира Ленина: «архискверный Достоевский». Поэтому удивительно, что в первые годы советской власти все же был официально поставлен памятник писателю. Думается, здесь сказалось злосчастное участие Федора Михайловича в революционном кружке Михаила Петрашевского, о котором он вспоминал как о «грустном, роковом для меня времени». Ироничные языки, памятуя антиреволюционный роман писателя «Бесы» (увы, так и оставшийся неуслышанным пророчеством), говорили, что коммунисты на памятнике должны были бы написать слова: «Достоевскому – от бесов». Впрочем, поклонником идеи буржуазности («слепой плотоядной жажды личного матерьяльного обеспечения») Достоевский тоже никогда не был.

Благодаря многообразию взглядов перед читателем возникает объемный портрет знаменитого писателя. Он виден разными глазами с всевозможных точек зрения. Зачастую вспыльчивый или раздраженный (исследователь подчеркивает его страстность во всем), зачастую умиротворенный. Друг Достоевского доктор Степан Яновский с грустью вспоминал, как «Федор Михайлович┘ сделался каким-то скучным, более раздражительным, более обидчивым и готовым придраться к самым ничтожным мелочам и как-то особенно часто жалующимся на дурноты». А не любившему Достоевского редактору и публицисту Николаю Страхову запомнилась в обращении «большая мягкость». Писатель впадал «иногда в полную кротость. Даже черты лица его носили след этого настроения, и на губах появлялась нежная улыбка».

Сараскиной удалось найти гармоничное соотношение реконструкции биографии и собственно творчества. Читателю становится понятно, что заставило Достоевского написать все те же «Бесы» или «Преступление и наказание», но при этом произведение не сводится только к фактам жизни прозаика. Все-таки эмпирический автор и созданный им текст, наполненный интуициями и внутренними смыслами, не могут быть полностью тождественными. Интересны прижизненные отзывы о произведениях Достоевского. Парадокс, но зачастую умнейшие писатели и мыслители эпохи не понимали его. Так, Михаил Салтыков-Щедрин назвал «Подростка» «просто сумасшедшим» романом. А философ Николай Михайловский всю сложнейшую коллизию «Преступления и наказания» просто не увидел. Нет там колеблющегося человека. Писатель заставил, а герой убил. А ведь Николай Константинович умел тонко чувствовать. Ведь он один из первых в России оценил гений Ницше┘ Не менее интересны и бытовые пристрастия, культура повседневности Достоевского. Сараскина приводит запись, сделанную Анной Григорьевной вскоре после кончины супруга (отсюда некоторая сумбурность текста): «Любил лес┘ любил тульские пряники┘ мед┘ киевское варенье, шоколад (для детей), синий изюм, виноград, пастилу красную и белую палочками, мармелад, а также желе из фруктов┘ Пил красное вино, рюмку водки и перед сладким полрюмки коньяку. Любил очень горячий кофе┘ Если его что-либо очень затрудняло при переправках, то начинал ладонью левой руки сильно ерошить волоса на левом виске, снизу вверх┘ Сидел облокотясь на кресло, положив правую ногу на левую и слегка потрясая ногой, засунув под колени левую руку».

Впрочем, удивительно не то, что писать о Достоевском сложно. Удивительно, что при всем огромнейшем пиетете к писателю (классик!) он так и остается непонятым. Правда, его, возможно, просто не хотят понимать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
683
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
801
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
410
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
281

Другие новости