0
2009
Газета Non-fiction Интернет-версия

13.08.2015 00:01:00

Три потерянных года

Тэги: война, плен, остарбайтеры, германия, фашизм


люди
Тяжелый принудительный труд,
скудная еда – вот такая
«война без войны».
Фото из Федерального архива
Германии

Дневниковые записи курской школьницы Александры Михалевой (1923–1997) охватывают почти десятилетие – с лета 1939 по январь 1949 года. Значительная часть из них посвящена войне. Точнее, тому, что в обывательском сознании воспринимается как «изнанка» войны – война без войны. Да, на страницах книги нет описаний танковых сражений, воздушных боев или деятельности партизан и подпольщиков. Любителям жанра экшен тут делать нечего.

Тем не менее это в первую очередь документ о войне. Михалева школьницей была отправлена 5 июня 1942 года в Германию: «Добровольно из нашей области отправился целиком только 1-й эшелон. Остальные следующие эшелоны, а наш эшелон по счету был 5-й – отправлены были насильно, по повесткам». Тяжелая работа на фабрике «Аде» (говорящее название!), стоящей на окраине тюрингского города Вальтерсхаузен. Не менее тяжелые условия быта. При этом гнет был связан не только с дискриминационными законами гитлеровской Германии в отношении рабочих, вывезенных из СССР и некоторых стран Восточной Европы (остарбайтеров), но с нормами и предписаниями, принятыми их непосредственными хозяевами. Последнее касалось еды, возможности поездок по городу. Несмотря на изматывающий труд, остарбайтеров кормили крайне скудно. Смена Михалевой длилась 10 часов с двумя получасовыми перерывами. В течение дня «в 10 утра дали 50 г хлеба с кофе, в 12 на двоих выдали по тарелке картофеля, прелого и вонючего, и по половнику подливки, и закончилось «кормление» в 7 вечера куском хлеба с маслом» (иногда с какой-нибудь похлебкой). Стоит добавить, что рабочая неделя была шестидневной. При этом, как отмечает Александра, на других предприятиях кормили более прилично.

То же и с прогулками. Первоначально они позволялись лишь работникам, выполнявшим норму, и только в сопровождении охраны или сотрудников фабрики. С октября 1942 года стали разрешать гулять три раза в неделю с разрешения старосты комнаты и de facto без сопровождающих.

Правда, несмотря на все ограничения и запреты, народ уходил в «самоволки». Их целями, как правило, оказывались деревенские поля. Через дырки в заборе «почти все ушли на огороды, целыми толпами набрасывались на горох, редьку, потеряв страх и совесть, чувствуя только голод». Другим местом, привлекавшим остарбайтеров, был местный кинотеатр.

книга
Александра Михалева.
Где вы, мои родные?..
Дневник остарбайтера.
– М.: АСТ, 2015. – 480 с.

Естественно, происходило общение и с немцами, и с «остами» из других стран. Один из местных служащих фабрики, Фриц, долго присматривался к восточным рабочим. Потом признался, что коммунист. Приглашал остарбайтеров к себе в гости. Вместе слушали московское радио. Не обошлось без романов. Михалева пишет об ухаживании за ней Юзефа, а потом Водика (поляки), Юзефа и Ярко (чехи), итальянца Гуго (Уго). Думается, что столь большое число романов было связано не только с поисками самой Александры или ее внешними данными и незаурядными лингвистическими способностями. Вероятно, не последнюю роль сыграл, как представляется, трудный характер Михалевой: в дневнике неоднократно фиксируются ссоры, в которые она оказывается вовлечена. Ухаживания со стороны того же Ярко были приняты с одной прагматической целью – позлить Юзефа.

Собственно война напоминала о себе налетами союзной авиации да сокращением рабочего дня (не хватало сырья), что, к сожалению, уменьшило и без того скудный паек. Читалась газета для восточных рабочих с циничным названием «Труд» (Михалевой нравились в ней стихи), иногда приезжали артисты. Но все когда-нибудь кончается. 3 апреля 1945 года после перестрелки в пригородах «остовцев» освободили американские военнослужащие.

Александра Михалева без проблем прошла лагеря для перемещенных лиц и фильтрационные комиссии и спустя 36 месяцев после отъезда вернулась в родной Курск. Вышла замуж, родила сына. Работала до конца жизни корректором в местной газете «Курская правда». Можно сказать, повезло: осталась жива, после войны не репрессировали. Все так. Но кто вернет три года жизни остарбайтером? И кто за них ответит?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Генпрокурор Краснов станет председателем Верховного суда РФ

Генпрокурор Краснов станет председателем Верховного суда РФ

Иван Родин

Волна кадровых перемещений затронет и иные специальные ведомства и органы

0
1310
Оптовая цена бензина снижается, а дефицит – нарастает

Оптовая цена бензина снижается, а дефицит – нарастает

Михаил Сергеев

Литр АИ-95 в некоторых субъектах Федерации продается дороже 200 рублей

0
1650
Сетью государственных юрбюро накрыли уже 65 регионов

Сетью государственных юрбюро накрыли уже 65 регионов

Екатерина Трифонова

Бесплатная правовая помощь по-прежнему доходит не до всех, кому положено

0
1049
Китайцы субсидируют российских автолюбителей

Китайцы субсидируют российских автолюбителей

Анастасия Башкатова

До 80% машин, поставляемых из КНР, реализуются по льготным ставкам или в рассрочку

0
1340

Другие новости