0
1942
Газета Non-fiction Интернет-версия

10.12.2015 00:01:00

От войны до заморозков

Тэги: фотография, сталин, хрущев, маяковский, москва, пикассо, пастернак, улица горького


фотография, сталин, хрущев, маяковский, москва, пикассо, пастернак, улица горького

Где должен быть Маяковский? 1958 год. Фото Дмитрия Бальтерманца. Иллюстрация из книги

Проект по созданию фотолетописи столетия Мультимедиа Арт Музей (МАММ, а первоначально Московский дом фотографии) ведет с 1997 года, но первая книга была издана только 10 лет спустя. Сейчас их уже три: первый том – с начала прошлого века до революции 1917-го, в 2007 году; спустя четыре года появился второй, охватывающий период с 1918-го по 1940-й годы, и вот теперь третий. На музейном сайте книги можно «полистать», но в МАММ обещают скоро запустить еще отдельный сайт.

Пятьсот фотографий за 23 года – и много и мало. Как ни крути, все равно это выжимка. Начиная со снимка, сделанного неизвестным автором в день объявления о начале войны с застывшими в тревожном оцепенении профилями людей, и завершая другой черно-белой карточкой «Уже один» Леонида Бергольцева. Хрущев, в шляпе, бродит на фоне прежних партийных товарищей, из которых в сентябре 1964-го никто в его сторону не смотрит. 32-летний Бергольцев сделал снимок, закрывающий оттепельную эпоху, в которой, впрочем, уже успело похолодать. А перед ним в альбоме другой кадр с тем же персонажем, но сделанный Дмитрием Бальтерманцем: «Никита Хрущев в последний раз на трибуне Мавзолея» 1 мая, еще улыбающийся и размахивающий шляпой.

Бальтерманц зафиксировал и уход, уже окончательный, прежнего вождя. Снимок с похорон Сталина, утопающего в красном гробу и в цветах, как в крови, – из числа хрестоматийных и часто показываемых. Собственно, книгу, как и «приуроченные» к ней выставки, музей составляет по собственным фондам, по фотоагентствам и семейным архивам, и здесь собраны снимки Аркадия Шайхета, Евгения Халдея, Якова Рюмкина, Всеволода Тарасевича, Владислава Микоши, Льва Бородулина, Виктора Ахломова, Эммануила Евзерихина, Владимира Лагранжа, Валерия Генде-Роте, словом, главных хроникеров эпохи и постоянных экспонентов посвященных ей показов. И конечно, к убранным в конец тома комментариям к этой самой эпохе хотелось бы добавить и какие-то слова об этих фотографах.

книга
Россия: XX век в фотографиях.
1941–1964.
– М.: Мультимедийный комплекс
актуальных искусств,
Мультимедиа Арт Музей/
Музей
«Московский Дом фотографии»,
2014. – 416 с.

Что до фотолетописи, тут все делится на войну, послевоенный период, и хрущевское правление разделяют вехой XX съезда, последняя часть стартует 1956 годом. Знаковые события на фотографиях чередуются с повседневной жизнью: тут, например, и портрет Пастернака в конце 1950-х, которого уже вынудили отказаться от Нобелевской премии, и панорама толпы. Съезды, приемы, кукурузный вождь со здоровенным початком - и вместе с тем, к примеру, выбор места для памятника Маяковскому в 1958-м (в объективе Бальтерманца три силуэта поэта). Хроника – претендующий на бесстрастность способ подачи информации, фотография – возможность рассказать то, о чем можно говорить без слов. Вопрос в том, что сюда входит, а что остается за кадром. К примеру, за 1956-й год есть вызвавшая небывалый ажиотаж выставка Пикассо в Москве, а советских войск в Венгрии почему-то нет… Остается надеяться, что когда запустят сайт этого проекта, куда, обещают, можно будет добавлять фотографии, картина все-таки расширится. Смотреть на эти снимки важно, но к ним есть что добавить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Звезды звонят мамам и напоминают о нерушимости семейных связей

Звезды звонят мамам и напоминают о нерушимости семейных связей

Елена Крапчатова

Необычный социальный проект привлек внимание горожан

0
264
Гранты на качество жизни

Гранты на качество жизни

Андрей Гусейнов

Подведены итоги очередного конкурса «Устойчивые города РУСАЛа»

0
241
Игорь Никитин: «Именно благодаря ЦСКА я состоялся как тренер»

Игорь Никитин: «Именно благодаря ЦСКА я состоялся как тренер»

Денис Писарев

Хоккейный клуб усилил кадровый состав и отлично подготовился к сезону

0
587
Владимирская епархия считает, что поэма "Москва-Петушки" имеет деструктивный характер

Владимирская епархия считает, что поэма "Москва-Петушки" имеет деструктивный характер

Андрей Мельников

Владимирская епархия против эсхатологии Венички Ерофеева

0
1575

Другие новости