0
2281
Газета Non-fiction Печатная версия

21.04.2016 00:01:00

Заглядывая в школьное окно

Литературное общежитие из 63 писателей

Тэги: россия, вересаев, пушкин, гоголь, биография, классика, михаил булгаков, поль верлен


книга
Павел Фокин.
Внеклассные классики.
Портретная галерея
русских писателей
XVIII–XX веков
от Ломоносова до Бродского.
– М.: Государственный
литературный музей;
Летний сад, 2015.
– 364 с.

Несомненно, все мы помним и любим книги Викентия Вересаева «Пушкин в жизни», «Спутники Пушкина» и «Гоголь в жизни», давно ставшие классикой. Ими в 1920–1930-е он открыл новый «жанр хроники характеристик и мнений» – монтаж различных документов, мемуаров, воспоминаний, дневников и писем современников наших героев.

Московский литературовед Павел Фокин предлагает ознакомиться со своими внеклассными классиками. Берешь книгу и изумляешься обложке: почему над школьной доской пустые рамы от портретов Пушкина и Грибоедова, а сами классики, вполне себе живые, с любопытством заглядывают в классное окно? Мол, здравствуй, племя младое, незнакомое!

Все очень просто. Адресована эта не слишком объемная (не толще школьного учебника), но необыкновенно увлекательная книга прежде всего юным читателям. И призвана она пробудить интерес прежде всего к личностям нашего национального литературного пантеона. Да, и их произведения, и их биографии – в основном с творческим уклоном – изучаются в школе. А вот какими они были в жизни, чем увлекались, что и кого любили, а что и кого совсем не любили, как одевались, как вели себя в обществе, так ли уж было приятно иметь с ними дело, говорливыми они были или, напротив, замкнутыми, сыпали шутками или наблюдали из угла, пряча язвительную усмешку, за кем ухаживали и кого сторонились, какую кухню предпочитали, как охотились, как играли в карты, какими бытовыми добродетелями и пороками обладали и т.д. и т.п. – об этом на школьных уроках говорить не принято. Да и времени на подобные вещи не отведено. Успеть бы о программных обязательных произведениях «дать материал». И к ЕГЭ подготовить.

На самом деле ведь именно этими подробностями так называемой личной жизни заполнены сейчас все глянцевые журналы, только герои их пребывают совсем в другой весовой категории – и по части весомости личности (не властители дум, а футболисты, визажисты и прочие шоумены), и по части весомости творчества (не авторы мировых шедевров, а модные колонисты), ежели таковое вообще наличествует. Во все времена людям интересна жизнь людей известных, знаменитых, но только если раньше светская хроника предполагала персонажей высшего света или по крайней мере дворянского происхождения, то теперь она же вполне довольствуется миром шоу-бизнеса. Таков прогресс, ничего не попишешь.

«Внеклассных классиков» под одной обложкой оказалось ровно 63. Кто-то входит в школьную программу, кто-то нет, кто-то, к сожалению, остался и за бортом. У всякого читающего, без сомнения, есть свои любимцы, так что и разочарования неизбежны. Но поглядите! На каком сокровище Али-Бабы сидим! И «внеклассные» они не потому, что их в школе не изучают, а потому, что их не изучают такими, как в этой книге, без глянца! Кстати, тем, кто заинтересовался и увлекся маленькой главкой, посвященной своему герою (в книге на каждого всего-то по три-четыре листика, каждый раз восклицаешь «Хорошо, но мало!»), можно предложить довольно развернутую серию петербургского издательства «Амфора» «Без глянца», где каждому писателю посвящен отдельный том. А совсем недавно «Амфора» затеяла переиздание полюбившейся писателям серии. Тома «Пушкин глазами современников» и «Михаил Булгаков глазами современников» уже вышли, весьма рекомендую.

Обо всех писателях, вошедших в новый труд Фокина, написаны горы литературы. Основные работы приведены после каждой главки, спасибо автору-составителю. Более того, по всем упоминаемым именам даны сноски. Кого-то они рассмешат своей очевидностью (ну кто не знает французского поэта Поля Верлена?), но для современного юного неофита они просто необходимы. И как было бы прекрасно, если бы юный читатель, раскрыв эту книгу и прочитав об одном, другом, третьем писателе, тоже воскликнул: «Хорошо, но мало!» – и пошел бы дальше, по спискам рекомендованной литературы.

А вот каким замечательным вступлением предваряет Фокин свое литературное «общежитие»: «До того, как стать бронзовыми памятниками, городами, улицами, площадями и проспектами, театрами и библиотеками, премиями и стипендиями, традициями и брендами, классики русской литературы были людьми – из плоти и крови, с душой и чувствами, с индивидуальными характерами, привычками и причудами, страстные, веселые, задумчивые, увлеченные и разочарованные, спортивные и болезненные, раздраженные, кающиеся, торжествующие – живые. Такими их знали и запомнили современники, такими запечатлелись они на страницах дневников и писем. Такими они были, когда создавали свои шедевры». Такими мы их видим на страницах «Внеклассных классиков». Для нас, любящих книгу, они всегда живые собеседники, советчики, друзья. На всю нашу жизнь.

«Хорошо, но мало!» – хочется сказать и взглянув на смехотворный тираж издания. Но вроде бы готовится переиздание в другом издательстве тиражом, достойным любознательных читателей. Так что – ждем-с!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко набрал миротворческий вес

Лукашенко набрал миротворческий вес

Антон Ходасевич

Операция ОДКБ усилила в СНГ позиции руководителя Белоруссии

0
1311
Партии и правительство остались без рейтингов

Партии и правительство остались без рейтингов

Иван Родин

Социологи в нынешнем году долго отдыхают от политических опросов

0
1120
Казахстану грозит африканский путь развития

Казахстану грозит африканский путь развития

Виктория Панфилова

Порядок в республике пока еще хрупок

0
1795
Адвокаты опасаются цифровизации следствия

Адвокаты опасаются цифровизации следствия

Екатерина Трифонова

Очные ставки в онлайн-режиме могут превратиться в спектакли

0
1489

Другие новости

Загрузка...