0
2558
Газета Non-fiction Интернет-версия

19.05.2016 00:01:00

Притча как клип

Тэги: информация, психология, хармс, иисус христос, трагедия, комедия, метафора


картина
Притча – аналог клипа, информация,
дающаяся малыми дозами,
но с большой плотностью метафор.
Иван Макаров. Нагорная проповедь
(Христос, благословляющий
царское семейство). 1890.
Государственный музей истории
религии, Санкт-Петербург

Книгу Федора Гиренка «Клиповое сознание» я взяла в руки с большим недоверием. Как может философ писать на такую психологическую тематику, да еще и претендуя на новизну. В то время как десятки тысяч статей и книг о сознании написаны, картированы зоны мозга, отвечающие за психические функции, почти уже научились по картинке с мозга считывать мысли человека. И тут нам вдруг говорят, что появилось поколение людей с новым сознанием. Да и небольшой устный опрос, проведенный среди преподавателей, не выявил однозначно положительного ответа на вопрос: есть ли клиповое сознание у современной молодежи? Так есть оно, это клиповое мышление, или это просто очередная провокация Гиренка?

То, что в современном мире изменились формы подачи информации – это неигнорируемый факт. Но это не первое событие подобного рода. Вообще первым изобретателем «клипов» можно считать Христа. Да-да, именно его. Почему? Ведь какая основная тенденция массового образования? Расширение его охвата среди населения, все большая универсальность и доступность смыслов, сокращение затрат на него, экономичность и компактность данных при их большом объеме. С увеличением доступности образования снижаются, как правило, качество и уникальность передаваемой информации, смысловая нагруженность, трудность понимания, зато увеличиваются стандартизация, шаблонность и эквивалентность при передаче из А в Б.

Так вот, первым с задачей упрощения большого объема знаний для более широких масс столкнулся Христос. Как известно, он был из еврейской семьи. А источником знаний в те времена были только религия и религиозные тексты. Его целью было создание религии для всех, не только для иудеев. Но возникла сложность с уровнем подготовки широких масс граждан к восприятию новых сложных смыслов. Народ просто не был знаком с культурой письменных текстов и их толкованием в отличие от еврейских детей, которые с детства ходили в школу. О понятийном мышлении тогдашнего плебса говорить не приходится. Получается, что нужно было объяснять сложные смыслы и понятия просто. Это как сыграть в современную компьютерную игру на компьютере БК из 90-х годов. Для этого надо было придумать новый контейнер для смыслов, переносящий их с минимальными потерями качества и воспроизводимые на примитивных биокомпьютерах людей того времени. Вспомните, что представлял собой римский театр того времени? Трагедию и комедию, генерировавшие плач и смех – всего лишь две эмоции. Простой народ был не в состоянии достичь уровня еврейских мудрецов и разговаривать языком талмудистов.

книга
Федор Гиренок.
Клиповое сознание.
– М.: Проспект, 2016.
– 256 с.

Поэтому Иисус использовал жанр притчи. Это, можно сказать, аналог современного клипа, информация, дающаяся малыми дозами, но с большой плотностью метафор. Сейчас проблема в том, что дети до обучения речи и чтению уже осваивают компьютер – с трех лет и раньше. Если понимать мышление как процесс решения задач и переработки информации, то современный ребенок приучается мыслить визуально и интерактивно и с непременной быстрой обратной связью в процессе совершения действий, с эмоциональным подкреплением. Поэтому классическая лекция и урок сейчас вымирают как жанр, дети не могут сосредоточиться на час или даже на полчаса. А вот формат донесения лекций в стиле TED, где есть картинки, музыка, лектор-стендапер-актер, развлекающий шуточками, вполне по вкусу современному потребителю научных знаний. Это та мета-история развития формата образования, которую мне удалось достать из темы.

По поводу стиля изложения книги. Кто знаком с Гиренком, знаком и с его стилем и знает, чего ждать. Кто не знаком, будет чрезмерно удивлен. Если можете не читать, не читайте, к тому же и купить ее не так просто в магазине. Читать книгу крайне неудобно, она заставляет думать. И она заставляет читать другие книги, в ней упомянутые, знакомиться с другими учеными, художниками, философами. Мне пока посчастливилось побывать на одной лекции Федора Гиренка о Хармсе. Но то, что я увидела, отличается от классической лекции. Это был философский стендап. Там реально излагались уникальные смыслы о Хармсе, и я поняла его и все его творчество за одну лекцию. Но если стремиться всеми силами души и памяти к формату классической лекции, слушая Федора Ивановича, то все происходящее неизбежно покажется полным бредом. 

Так же и с книгой. Пересказывать ее бессмысленно, я не стану пытаться этим заниматься. Главное, что она создает интенцию – начать мыслить. Одно это делает ее достойной прочтения. Ведь когда чужие мысли запускают собственный процесс мышления, это ли не главная задача философии и философа?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1771
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4333
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2375
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2696

Другие новости