0
5676
Газета Non-fiction Печатная версия

16.06.2021 20:30:00

От вечности и до мгновенья

Песни-диалоги Юрия Визбора можно исполнять как мини-спектакли

Тэги: визбор, диалоги, монологи, юмор, политика, авторская песня, философия, лирика, психология, слуцкий, новелла матвеева, арсений тарковский


визбор, диалоги, монологи, юмор, политика, авторская песня, философия, лирика, психология, слуцкий, новелла матвеева, арсений тарковский Юрий Визбор и в кино играл, и в своих песнях часто выступал как настоящий актер. Кадр из фильма «Июльский дождь». 1966

20 июня – день рождения журналиста, поэта, барда и киноактера Юрия Визбора. Опять будет большой концерт исполнителей его песен, на этот раз он состоится в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. И снова в Сретенском дворике (дом № 12 по Панкратьевскому переулку) соберутся любители попеть песни Визбора в неформальной обстановке. Как соберутся, может быть, уже часов в пять вечера, так и будут петь допоздна, часов, может быть, до одиннадцати…

Вспомним его творчество и мы. О песнях-монологах Визбора «НГ-EL» писал год назад – в номере от 18.06.20. Давайте поговорим теперь о его песнях-диалогах.

В наше время начали находить новые грани и открывать новые стихи поэтов-шестидесятников – Бориса Слуцкого, Новеллы Матвеевой, Арсения Тарковского. Вот и Визбор. В его песнях тоже находят новые мотивы и открывают новые интонации.

Визбор был хорошим актером и в свое время свои песни-диалоги изображал мастерски. Но недавно на онлайн-посиделках поэта, барда и ученого Александра Городницкого (см. «НГ-EL» от 08.10.20) американский бард и исполнитель Джошуа Ланца великолепно исполнил песню Визбора «Излишний вес», но «поставил» он этот мини-спектакль по-другому – не так, как некогда играл автор.

У Визбора в ресторане аэропорта встречаются две брутальные дамы и начинают диалог (кстати, сам Визбор называл эту песню «Разговор двух дам, подслушанный правдивым автором в ресторане аэропорта города Челябинска, в то время когда туда по случаю непогоды совершали посадки самолеты различных направлений»):

– Я не поняла, вы заказали?

– Нет, не приходил еще, злодей,

В этих ресторанах при вокзале

Нас и не считают за людей.

– Я во Владик жму из Ленинграда,

Муж там без меня на стенку влез, а Вы?

– Владика мне даром и не надо,

Я в Мацесту, сбросить лишний вес.

Ланца сделал по-другому, он сделал одну из дам томно-романтической, ее он изображал мягким воркующим голосом:

– Встаньте, дорогая, и пройдитесь,

Ой-ой-ой, вот тут у вас висит.

А другую, как в трактовке Визбора, оставил брутальной:

– Крошка, при моем-то аппетите

Еле помещаюсь я в такси.

Вышло этого у американца, поющего с милым акцентом, замечательно. Томная дама говорит, а брутальная ее перебивает. Прямо хотелось посочувствовать обеим героиням микроспектакля. Ну а конец диалога про излишний вес двух дам хоть и известен, но все же удивляет:

– Где ж официант, будь он не ладен?!

– Вон он, приближается, злодей.

– Будьте добры,

мне четыре порции оладий

со сметаной.

– Мне картошки, пива и сельдей.

Очень, очень любопытно писал Визбор. Вот, например, диалог «Телефонный разговор», который на самом деле написан как монолог, но выстроен по форме диалога.

Все в суматохе дел…

Ну, а ты что молчишь?

Только женщина, любившая когда-то, а может быть, любящая лирического героя и сейчас, в этом диалоге молчит. А о ее словах и мыслях мы узнаем из уст того же лирического героя:

– А правда, что говорят?..

А кто он, коль не секрет?

А-а, военный моряк,

В общем, жгучий брюнет.

А сына как назвала?

Спасибо. Не ожидал…

Значит, жизнь удалась?

Все прошло без следа?

И снова – это мини-спектакль. То, что их можно так подавать, стало осознаваться только сейчас.

Или вот еще одна хорошо известная песня-диалог про неприкаянного человека, едущего куда-то (а скорее всего от своих проблем) в такси:

А счетчик такси стучит,

И ночь уносит меня.

От разных квартир ключи

В кармане моем звенят.

Чем привлекателен этот герой? Ведь он чуть ли не многоженец, стало быть, человек не очень моральный… А видимо, тем, что все мы бываем на распутье. Таксист пытается разговорить пассажира простыми вопросами. А вот что творится на душе у пассажира?

– Сегодня у нас среда?

– Сегодня у нас беда.

– Да брось ты, все ерунда.

А все же везти куда?

А есть ли у Визбора песни-диалоги про горы? Да, конечно. Вот песня-диалог памяти альпиниста Миши Хергиани:

– Ну вот и поминки за нашим столом.

– Ты знаешь, приятель, давай о другом.

– Давай, если хочешь. Красивый закат.

– Закат то, что надо, красивый закат.

– А как на работе? – Нормально пока.

– А правда, как горы, стоят облака?

– Действительно, горы. Как сказочный сон.

– А сколько он падал? – Там метров шестьсот.

– А что ты глядишь там? – Картинки гляжу.

– А что ты там шепчешь? – Я песню твержу.

– Ту самую песню? – Какую ж еще…

– Ту самую песню, про слезы со щек.

– Так как же нам жить? Проклинать ли Кавказ?

И верить ли в счастье? – Ты знаешь – я пас.

Лишь сердце прижало кинжалом к скале…

– Так выпьем, пожалуй… – Пожалуй, налей…

Да, именно так поминают друзей-альпинистов столь близкие Визбору участники диалога на поминках. Мишу Хергиани помнят и сейчас. В Местиа, столице Сванетии, есть музей альпиниста Хергиани.

Лирические песни Визбора не утратили своей притягательности и в наше время. Потому их и поют. Вот житейско-философский диалог «позднего» Визбора.

– Смотри-ка, моя дорогая, к нам радуга в гости!

Какие законы Ньютона – лучей преломленье!

– Ах, глупенький, радуга – это ведь временный мостик

От неба до поля, от вечности и до мгновенья.

– Смотри-ка, моя дорогая, вот веточка мая!

– Ах, глупенький, это привет от далеких созвездий.

– Какая ж ты умная, право, моя дорогая...

– Конечно, мой милый, ведь в небо смотреть интересней.

К диалогам, которые на сцене можно поставить в виде мини-спектаклей, можно отнести и песню военной тематики:

– Товарищ генерал, вот добровольцы,

Двадцать два гвардейца и их командир.

Построены по вашему...

– Отставить, вольно,

Значит, вы, ребята, пойдете впереди.

Все сдали документы и сдали медали,

К бою готовы, можно сказать.

– Видали укрепления?

– В бинокль видали.

– Без моста, ребята, нам город не взять.

Пожалуй, можно отнести к диалогам и «Печальную балладу о несчастном укушенном». Начинается баллада почти с душераздирающего крика незадачливого влюбленного человека: «Ах, жертва я доверия, беды своей родитель». И дальше лирический герой начинает объяснять врачам: «Такая симпатичная, не думал, что змея!» А получив совет врачей: «Я дам совет. Укушенный. Не верьте вы людЯм!» – лирический герой отвечает совершенно в духе, в общем-то, довольно любвеобильного Визбора:

– Э, нет, – говорю, красавица, без веры не пойдет,

Уж лучше пусть кусаются, само потом пройдет!

Думаю, и эту песню можно поставить в виде мини-спектакля.

Ну и как не вспомнить знаменитого технолога Петухова, ведущего диалог с африканским принцем о житье-бытье в нашей стране. Про то, что «мы делаем ракеты/ И перекрыли Енисей,/ А также в области балета,/ Мы впереди планеты всей!». Про этот диалог я уже писал, но не грех и повторить. Диалог в 70-х был настолько популярен, что власти с него начали воспитательную работу с Владимиром Высоцким, которому в то время приписывали все популярные нонконформистские вещи. По ошибке приписали и «технолога Петухова» его авторству.

Песня от имени технолога Петухова, открывающего наш «главный секрет», что отечественное «искусство в наш век сильнее всех ракет», была хитом в 70–80-х, но неожиданно стала хитом в наше время. Такая жизнь. Ну и сам технолог Петухов, лукаво ухмыляющийся со словами «но все ж мы делаем ракеты». Этот мини-спектакль теперь на сцене исполняют даже в сопровождении балерин на подтанцовке, изображающих маленьких лебедей. Хорошо хоть обошлось без ракет...


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Взялся за куш

Взялся за куш

Сергей Белорусец

Стихотворные игры с нарративом, эпигоном и двухвостой кобылой

0
481
Проснувшийся в лифте

Проснувшийся в лифте

Ольга Камарго

Cтанете жить – начнете понимать, как устроена реальность

0
305
Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 16.06.25

0
1282
Трамп передал Грузии требования по перезагрузке отношений

Трамп передал Грузии требования по перезагрузке отношений

Игорь Селезнёв

Тбилиси получил "маленький, но хороший сигнал"

0
2037

Другие новости