0
2838
Газета Non-fiction Печатная версия

13.03.2024 20:30:00

Без розовых утопий

Письма о главной метафизической книге и вольнодумном гимназисте Милюкове

Тэги: философия, история, письма, николай бердяев, василий розанов, прага, берлин, метафизика


10-15-1480.jpg
Переписка Николая Бердяева помогает лучше
понять его собственную концепцию. 
Фото 1912 года
Из многих русских мыслителей рубежа веков статьи и книги Николая Бердяева наряду, пожалуй, с Владимиром Соловьевым и Василием Розановым стали одними из первых печатать на родине в годы перестройки. Вместе с тем переписка автора «Философии свободного духа» оказалась представлена гораздо скромнее. В лучшем случае отдельными публикациями в научных сборниках или журналах. Поэтому появление отдельного тома, объединившего письма знаменитого мыслителя, нельзя не приветствовать.

Издание включает двустороннюю переписку Бердяева с коллегой по сборнику «Вехи» и «философскому пароходу» Семеном Франком и его супругой Татьяной, а также послания от другого соседа по «пароходу», Николая Лосского, чье эпистолярное наследие, увы, все еще ждет своего исследователя. Завершают книгу вести из Советского Союза эсера Юрия Панебратцева, вероятно, входившего в круг неофициальной интеллектуальной элиты (Иванов-Разумник, Яков Браун). К сожалению, в случае с Лосским и Панебратцевым ответные письма Бердяева не обнаружены. Немало места в переписке уделено вопросам, связанным с публикациями статей и книг. Ведь Бердяев был директором издательства YMCA-Press, в котором вышло множество ставших классическими трудов философов зарубежья, и возглавлял журнал «Путь». В свою очередь, Франк стремился привлечь своего корреспондента к деятельности Русского научного института в Берлине и рассказывал о жизни в германской столице. А Лосский делился впечатлениями о прошедшем в Праге Международном философском конгрессе, на который он безуспешно пытался пригласить Бердяева, а также писал об умственных течениях в Чехословакии. Помимо обсуждения текущей рутины бердяевские письма позволяют лучше понять его собственную концепцию. Так, за полтора года до кончины мыслитель признавался: «наиболее важной для себя с чисто философской стороны я считаю идею объективации», а из сочинений отмечал «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация», которую называл своей «главной метафизической книгой». Одновременно он высказывал мнение о многих интеллектуалах. Например, «ключ» к Соловьеву Бердяев видел в цикле лекций о Богочеловечестве (в то время как Франк акцентировал внимание на «Легенде об антихристе» из «Трех разговоров»). Интересны и характеристики политиков русского зарубежья: «Спорил с П.Н. Милюковым и ему подобными. Милюков и сейчас представляет из себя вольнодумного гимназиста 8-го класса из 60-х или 70-х годов. Я себя чувствовал среди доисторических ископаемых». Часто он спрашивал мнение собеседника о своих произведениях и проектах.

10-15-11250.jpg
Николай Бердяев:
эпистолярный разговор.
Архивные материалы /Отв.
ред.-сост. Т.Г. Щедрина;
предисл., подг. текста,
прим., коммент.
А.А. Гапоненкова,
Е.В. Сердюковой,
И.О. Щедриной,
Т.Г. Щедриной.– М.:
Политическая
энциклопедия, 2023. –
304 с. (Мысль и Слово).
Не менее значимы письма бердяевских корреспондентов. Так, для Лосского была важна только что написанная им статья с критикой одного из основателей феноменологии Эдмунда Гуссерля. Вместе с тем письма раскрывают и характер самого Бердяева. Из посланий того же Лосского видно, что его адресат стремился к скорейшему изданию книг «Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей» и «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция». Правда, бердяевское желание помочь оказалось не до конца успешным. Если «Ценность» напечатали оперативно, то второй труд Лосского вышел лишь четыре года спустя (1938). А послания Панебратцева свидетельствуют о близости его взглядов с именитым корреспондентом. Например, в политике они крайне критически оценивали капитализм. Бердяев рассматривал гитлеровскую Германию как «фатальную диалектику империализма, греховную волю к могуществу и власти, греховный культ силы», а политик, отрицая буржуазность, «благословлял нашу революцию как подлинную освободительницу от плоского рационализма, от розовых утопий, от обыденщины, от уверенности в прочности этого мира, от самодовольного доктринерства».

Чтение писем выявляет и еще одну, не самую положительную черту философов. В переписке крайне скупы упоминания о писателях, поэтах, художниках и композиторах. Создается впечатление, что Бунин, Шагал, Прокофьев жили в каком-то другом зарубежье. Все-таки прав был Козьма Прутков, что «специалист подобен флюсу, полнота его односторонняя». Даже если речь о таких гениях, как Бердяев и его корреспонденты.




Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Волосы как у Леннона

Волосы как у Леннона

Вячеслав Харченко

Наше главное предназначение – носить искусство на руках

0
1189
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
856
Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
1483
Тайвань избавляется от своего "культа личности"

Тайвань избавляется от своего "культа личности"

Владимир Скосырев

Около 800 статуй генералиссимуса Чан Кайши будут снесены

0
1771

Другие новости