0
204
Газета Non-fiction Печатная версия

24.12.2025 17:02:00

Старообрядец, эсер, фольклорист

Репрессии сделали из любителя сказов Павла Бажова писателя

Тэги: бажов, урал, сказы, старообрядцы


бажов, урал, сказы, старообрядцы Персонажами сказов Павла Бажова были языческие боги и герои Урала. Кадр из фильма «Каменный цветок». 1946

Будущий собиратель уральских сказов родился в семье мастера Петра Бажева, за балагурство и сомнительные шутки прозванного Сверлом. И правильное написании фамилии семьи именно такое – Бажевы. За сложный характер Петр оставался подолгу без работы, и семья перебиралась на другой завод. Павел, ребенком переезжая с семьей, уже тогда слушал сказы стариков, а после ходил собирать фольклор уже осознанно. «Что такое «сказ» – это недостоверное свидетельство. То есть кто-то что-то видел, был свидетелем или пересказывает то, что услышал от других людей. Что-то в этих сказах правда, что-то – вымысел. Переходящий из уст в уста сказ видоизменяется с каждым следующим рассказчиком, потому как одно дело, когда читаешь с листа, и совсем другое, когда пересказываешь своими словами».

48-14-14250.jpg
Юлия Андреева. Павел Бажов.
Уральских сказов самоцветье.–
СПб.: Северо-Запад, 2025. –
274 с.
И, хотя многие сказы Бажов потом сложил сам, герои позаимствованы у стариков: Хозяйка медной горы, Великий Полоз, Бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и др. Юлия Андреева подробно воссоздает атмосферу дореволюционного завода: «Вообще с самого раннего возраста Паша приучался воспринимать мир через три разные призмы. Во-первых, это был мир отца, его историй и проделок, насмешек и откровенного издевательства над заводским начальством да над жадными священниками; во-вторых, сказки, наполненные языческими богами и героями, не имеющими никакого отношения к христианству. В-третьих – мир старообрядчества». Старообрядчество – отдельная, очень важная веха в русской истории, о нем Андреева рассказывает особенно подробно, и в этом отличие ее книги от других биографий Бажова. Детей рабочих учили три года самым простым вещам – грамоте, счету и письму. Павел Бажов взял в библиотеке и выучил наизусть книгу стихов Николая Некрасова. Он мог читать ее с любого места – и это родители любили демонстрировать гостям. Но возник вопрос: как его учить дальше? Семье финансово не потянуть гимназию. Выход нашли – духовное училище. Павел учился очень хорошо и после училища пошел в семинарию. А потом остался преподавать и начал собирать фольклор. Все у тех же старообрядцев.

В 1910-х он стал эсером. Но в 1918 году так рьяно защищал большевиков, сначала пламенными речами, а потом и кулаками, что те его приняли в партию задним числом, 1917 годом. Протоколы заседания, разумеется, потеряли к 1933 году. Это и стало причиной первых проблем с властью. На Бажова написали донос, последовала партийная проверка. Будущего писателя отстранили от работы редактора. Второй донос спровоцировал проверку в 1937 году, тогда без дела Павел Петрович остался больше чем на год. Именно в периоды вынужденного бездействия он занялся сказами. Печатать под своим именем он их не мог, поэтому первые тексты подписывал «Сказы Василия Хмелинина», а в выходных данных мелким шрифтом ставили «Литературная обработка П.П. Бажова».

В 1939 году вышла первая книга под именем Павла Бажова – «Малахитовая шкатулка». Книга неоднократно дополнялась и переиздавалась при жизни автора. Жил он бедно, работал всегда много, умер от рака легких.


Читайте также


Литература – не обслуга

Литература – не обслуга

Ольга Камарго

Владимир Голубев о сказках и оживлении героев

0
3100
Зумеры живут в режиме энергосбережения

Зумеры живут в режиме энергосбережения

Элина Попова

Умение вдохновлять и вдохновляться критически важно для будущих инженеров

0
2353
О нецелесообразности восстановления СССР

О нецелесообразности восстановления СССР

Можно ли считать высказывания президента России политическим сигналом

0
4501
Путин заступается за Америку перед Европой...

Путин заступается за Америку перед Европой...

Иван Родин

Глава Верховного суда выстраивает третью власть вертикально

0
3780