0
344
Газета Персона Печатная версия

10.09.2025 20:30:00

Записки у трудоголовья

Борис Кутенков об онлайн-книге, времени белых флагов и злокачественном развитии жанра

Тэги: критика, александра маринина

Борис Олегович Кутенков (род. 1989) – поэт, литературный критик, культуртрегер, обозреватель, соредактор журнала «Формаслов». Родился в Москве. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького, учился в аспирантуре. Критические статьи публиковались в журналах «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов» и в других, а стихи – в «Волге», «Урале», «Интерпоэзии» и др. Один из организаторов литературных чтений и книжной серии «Уйти. Остаться. Жить», посвященных рано ушедшим поэтам XX и начала XXI века. Организатор литературно-критического проекта «Полет разборов». Живет в Москве.

критика, александра маринина На детективы можно смотреть не только как на жанр массовой литературы, но и «нестандартно». Кадр из сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». 1979–1986

Летом этого года у московского поэта, литературного критика и культуртрегера Бориса Кутенкова вышла вторая книга о современной литературе и литпроцессе «Критик за правым плечом». Как и предыдущие «25 писем о русской поэзии», новинка продолжила линейку молодого издательства «Синяя гора», посвященную отечественной поэзии и исследованиям вокруг нее. По жанру это сборник прикладных заметок обо всем, что связано с литературным творчеством, путеводитель-самоучитель. С Борисом КУТЕНКОВЫМ побеседовал Иван ЖУКОВ.

– Борис, если не считать стихотворных сборников, какая по счету эта книга?

– В эссеистическом жанре – вторая. Год назад в издательстве «Синяя гора» выходили «25 писем о русской поэзии», но эту, новую книгу я, признаться, люблю даже больше. Наверное, потому, что она свободнее по жанру, не обусловлена предложением издательства и выросла сама собой. Она солиднее и по объему – все-таки в «25 письмах…» я был ограничен, они входят в соответствующую серию, где надо выбрать и прокомментировать от 20 до 25 стихотворений. «Критик за правым плечом» – дикопись или дикорастущий жанр, пользуясь определениями Ольги Балла. Первоначально я не задумывал ее в виде книги, а просто как свободные дневниковые заметки о происходящем с литературой сейчас. Уже в процессе составления сборника в нем выстроились три раздела: первый – «57 писем молодому автору». Это, так сказать, заметки с позиции опыта по следам наших семинаров, рефлексия о вхождении в литпроцесс. Третий – заметки книжного блогера о классиках и современниках. И вторая часть – обо всем подряд: этот раздел наиболее характеризует меня как автобиографическую личность, и в нем есть тексты не только о литературе, но и обществе, и о личной жизни.

– Продолжение планируется?

– Безусловно, так как эта книга потенциально бесконечна – она состоит из фрагментов моего Telegram-канала о литературе «тонио крёгер», которые затем складываются в композиционное целое. И ясно, что она будет существовать, пока автору интересно писать в канале, и скорее всего, таким образом, сложится и вторая книга, и третья. Но вообще-то жанр – имеющий традицию в литературе. То есть понятно, что социальные сети дали для него развитие. При этом мы можем вспомнить Монтеня, можем вспомнить Сэй-Сёнагон с ее «Записками у изголовья». Василия Розанова, наконец, с его беспощадно откровенной фрагментарностью и Юрия Олешу с «Ни дня без строчки». Да и много чего еще.

Хочется особо выделить таких корифеев жанра, как Лидия Гинзбург с ее «Записными книжками», которые считаю, без преувеличения, настольными для себя; Ольгу Балла с ее ежегодной «Дикорослью» – и ее регулярными заметками в Живом Журнале, и Александра Чанцева с его микропрозой, близкой к поэзии. Это те люди, на которых я ориентировался. Может быть, на Баллу в большей степени, хотя мне еще учиться писать так компактно, как она. В ее заметках вдохновляет и свет, несомый миру через личную драму, и разносторонний анализ истоков трудоголизма, и просто рефлексия над критикой и книжным блогерством. Думаю, все это – в другом воплощении – есть и в моей книге.

– Наверняка предшественников в подобном жанре гораздо больше. Кого бы вы еще вспомнили из блогеров, которые составляли книгу из своих заметок?

– Сергея Чупринина с его книгой – вольные заметки об истории советской литературы, которые сначала публиковались на его странице в соцсетях, затем были изданы под одной обложкой. Это неоценимый личный дневник очевидца – и веселый, и полный незанудных вздохов об ушедшем времени литературоцентризма, и поучительный для молодых. Помню, меня заинтересовало, что для автора были важны комментаторы его постов, он считал их полноценными соавторами книги. Это по-своему понятно: для такого жанра, где не обойтись без аберраций памяти, уточнения необходимы. Моя книга – о современности, о том, что болело и кипело в литпроцессе в последние три года. Можно сказать, онлайн-книга. Комментарии и подписчики здесь даже по-своему мешали. Чем больше их становилось (Telegram-канал я завел в 2022 году) – тем, как мне кажется, более явно возрастала роль «приличий», оглядки на публику.

Свой канал я завел в начале 2022 года, когда пользователи соцсетей ринулись в телеграм. Недавно перечитал старые заметки и поразился, как я откровенно вел свой канал три года назад. Поэтому книга может показаться действительно в чем-то эпатажной и провокативной. Тут интересно смыкаются «для самого себя» и ощущение малой аудитории. В любом случае таких залихватских и беспардонных по откровенности заметок, как при 30 подписчиках, не будет, когда читателей у тебя намного больше. А делать канал закрытым как-то не хочется, я все же ценю его просветительскую роль.

– Вашей книге и в самом деле свойственны провокационность и эпатаж – не как у Эдуарда Лимонова, конечно, помягче. Признания в любви к Александре Марининой и мыльным операм, как у Ирины Роднянской – к Виктору Пелевину, откровения о любви к попсе и прочее. Это момент искренности, органически присущий вам, или попытка встряхнуть читателя, попытка развести его на эмоции в подобном жанре?

– Тут есть два момента. Первый – это взгляд на отдельные явления массовой культуры как на духовную область. Отдельные вещи Марининой или отдельные поп-песни дороги мне, поскольку они впечатлили именно в формирующий период, до 17 лет; и я воспринимаю их не как обычный потребитель. Тогда я, кстати, считал успех важным для литератора и при всем понимании, насколько это условно, не могу из себя это вытравить. Возможно, в некотором смысле и к лучшему. Видите, на столе лежит диск поп-музыки 2000-х и диск с записью вечера Ольги Седаковой, и все это как-то уживается и трется в моей голове. Некоторые из моих заметок в «Критике за правым плечом» посвящены как раз «нестандартному» взгляду на те же детективы. Определенный плюс такой ситуации, я думаю, в отсутствии снобизма; то есть у меня не может быть презрения к жанру как таковому, никогда не будет такого, чтобы весь масскульт мазать черной краской. Нет, я разбираюсь и часто припоминаю фразу (не помню ее автора) о том, что в любом жанре есть свои жанровые низости. Так же, как и свои плюсы.

Другой момент – это все-таки взгляд иерархизирующий. Кстати, интересно, как это видится в книге читателю: все же как попытка сочетания несочетаемого или как органичное уживание противоречий? У Евгения Абдуллаева есть статья о том, что не нужно пресмыкаться перед массовой культурой – этим мы сами себя отменяем. Его удручает эта тенденция, он пишет, что у нас «время белых флагов». Мол, литераторы покорно сдаются, начинают публиковать интервью с попсовиками. И он абсолютно прав. Но я думаю, что определенный конфликт мой читатель почувствует: между обоснованностью критической иерархии – и этим обостренным переживанием массовой культуры. Надеюсь, ему удастся это совместить.

– Понятно, что эти заметки рассчитаны на широкую аудиторию. Где проходит граница между искренностью, честностью – и уместностью в ваших заметках? В какой мере вы цензурируете себя, прибегаете к умолчаниям?

– Вопрос вы задали очень верный. Я как раз написал об этом в предисловии и, если помните, процитировал фразу Александра Агеева: «Публичный дневник – это злокачественное развитие жанра». Дневник по определению интимен. Но я с детства не мог не показывать всем написанное мной. Когда мне было девять лет, я оставлял свои записи раскрытыми на столе, чтобы их читали родители. И когда они не проявили к нему интереса, у меня как-то органично ушло желание дневника, я переключился на другие вещи. «Я рожден, чтоб целый мир был зритель / Торжества иль гибели моей», по Лермонтову. (Смеется.)

Хочется надеяться, что искренность все же перевешивает. Публичный дневник – это вообще, мне кажется, в чем-то оксюморон, но тем не менее. Жанр очень читабельный как раз в силу краткости заметок, фрагментарности.

– При чтении есть ощущение постоянного сбрасывания кожи – в одной заметке из вас вылезает подросток, в другой вы немолодой уже человек, брюзжащий. Это все спасает от чрезмерного академизма.

– Если нет ощущения академизма, я рад. Потому что хотелось сделать максимально популяризаторскую книгу, хотелось, чтобы она легко читалась. Лет 10–12 назад я бы рассмеялся в ответ на такое желание и отнесся к этому презрительно. Меня все-таки очень простимулировала работа в газете: там я видел реальную аудиторию, которая не понимает наших сложных смыслов, но очень интересуется литературой. Им нужно объяснять то, что порой нам и не надо объяснять. Второе, что помогло умерить снобизм, – это наши поездки по городам и весям с мемориальной антологией. И, наконец, преподавание в университете для пожилой нелитературной аудитории. Я думаю, это правильная эволюция. Другое дело – не опрощаться, а просто понимать, для какой аудитории ты работаешь.

– В своей книге вы довольно откровенно пишете о некоторых фигурах и институциях. Не боитесь физической расправы? Что кто-то узнает себя.

– В некоторых случаях ставлю вместо имен инициалы N и NN. А постоянно задумываться над каждой фразой в смысле осторожности, не заденет ли кого-то… Ну, знаете ли... Это получится, как мемуары Константина Ваншенкина – такие правильные, ровные, ужасно скучные. Зато никто не обидится, хотя и это не гарантировано. Не хотелось бы такого. Так что провокативность и эпатаж, которые вы отметили, действительно присутствуют. А еще – честный взгляд на литературный процесс последних трех лет.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Зачем вводят "госпошлину за поиск экстремистских материалов"

Зачем вводят "госпошлину за поиск экстремистских материалов"

Даут Налоев

Штраф в 3–5 тысяч рублей станет поводом для внимания правоохранительных органов

0
1550
Фестиваль нетрадиционной индоктринации

Фестиваль нетрадиционной индоктринации

Андрей Мельников

В РПЦ раскритиковали "День Индии" в Москве

0
1943
Вучич не хочет прослыть диктатором

Вучич не хочет прослыть диктатором

Надежда Мельникова

Сербский президент покинет свой пост, как предписано законом, но намекает на наличие преемника

0
2488
Государственный департамент США удивил Тбилиси

Государственный департамент США удивил Тбилиси

Игорь Селезнёв

Вашингтон оценил ситуацию с правами человека в Грузии как далекую от демократических норм

0
3322

Другие новости