0
324
Газета Персона Печатная версия

01.10.2025 20:30:00

Чудо движения

О жизни стихов в моменте, тихом следе поэта и чувстве сопричастности

Тэги: кушнер, петербург, кочергин, фестиваль, липки

Григорий Юрьевич Князев (род. 1990) – поэт. Родился в Великом Новгороде. Окончил филологический факультет Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Автор двух книг стихов: «Живые буквы» и «Последнее лето». Печатался в журналах «Новый мир», «Знамя», «Звезда», «Дружба народов», «Юность», «Prosodia», «Пироскаф», «Фома», «Семь искусств» (Германия), «Литературный Иерусалим» (Израиль), «Интерпоэзия» и «Гостиная» (США), а также на порталах Лиterraтура и Сетевая словесность. Лауреат Международной литературной премии им. Юрия Левитанского (2025), Всероссийской премии современной поэзии «Звезда полей» им. Николая Рубцова (2023), национальной премии им. Г.Р. Державина (2016), Российско-итальянской литературной премии «Белла» (2014), а также дважды дипломант Международного Волошинского конкурса (2019 и 2024). Участник Форума молодых писателей России (2022, 2023 и 2024) и «Мастерских АСПИР» (2022 и 2023), а также прошел отбор на Зимнюю школу поэтов в Сочи (2025), по итогам которой выступил на Турнире поэтов. Живет в Санкт-Петербурге.

кушнер, петербург, кочергин, фестиваль, липки Участники «Феня-феста» в этом году собирались второй раз. Фото из соцсети Ильи Кочергина

В Рязанской области в доме прозаика Ильи Кочергина во второй раз прошел арт-фестиваль «Феня-фест», представляющий собой слет творческих людей. В этом году в фестивале приняли участие более 30 человек – поэты, прозаики, переводчики, драматурги, критики, психологи, художники, режиссеры, искусствоведы из Уфы и Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга, Липецка и Рязани, Воронежа и Челябинска. Среди участников был и герой интервью. О творческих мастерских, петербургских писателях, о роли эпитетов в поэзии и смерти близких людей с Григорием КНЯЗЕВЫМ побеседовал Юрий ТАТАРЕНКО.


– Григорий Юрьевич, сложно назвать Великий Новгород поэтическим городом. Вы приходили знакомиться в местную ячейку СПР (Союз писателей России – «НГ-EL»)?

– В то время, когда я там жил и рос, все было, к сожалению, довольно скудно в литературной жизни. С 2009 года я стал ездить в Петербург на разные мероприятия, и часть питерского литературного круга стала для меня хорошей творческой средой. Ходил на ЛИТО Галины Гампер (Студия молодых авторов в Центре современной литературы и книги. – «НГ-EL»), сейчас оно – ее имени. Полтора года назад я переехал в Санкт-Петербург и вот осваиваю новую жизнь.

Кстати, моя двоюродная бабушка, за которой я ухаживаю, живет сейчас в пансионате в Левашово. Как-то мы заговорили о Левашовской пустоши, потом о Ковалевском лесе, Ржевском полигоне, где, возможно, погиб Гумилев. Затем плавно перешли к Ахматовой. И вдруг бабушка вспомнила, что к ней в 60-е годы пришла близкая подруга Ахматовой и попросила о помощи. Моя бабушка Маша работала в аптеке фармацевтом и сумела достать дефицитное лекарство. Вот и стихи – это тоже лекарство.

– Для меня литературный Петербург связан с такими именами, как Виктор Соснора, Александр Горбовский, Александр Кушнер, а также с журналами «Нева», «Аврора», «Звезда». А кто для вас поэтический символ Питера?

– Галина Гампер, мой первый учитель в литературе, в 2012 году сказала: «Все, я спокойна за Гришу, у него наконец заработал моторчик». И дала, доверила мне почтовый адрес Александра Кушнера. Я написал ему, и он мне ответил большим письмом от руки. У меня есть пять или шесть развернутых писем от него. Я их вывез в Питер со своим архивом. Потом общение с Кушнером продолжилось по электронной почте. Он меня всегда поддерживал, писал, что мои стихи не случайные, присылал важные формулировки того, что должно быть в хороших стихах – к примеру, поэтическая мысль, точность языка. Я рад, что мы продолжаем переписываться. И хотя я стал одним из учеников живого классика, но, как ни крути, нет, я не Кушнер, я другой!.. 

– Вопрос про составные части поэзии: ритм и метафорика дают эффект синергии, а рифма тут – некий бонус. Как прокомментируете?

– Мне кажется, это немножко мудрено. Поэзия – это такой мыслительный и музыкальный микрокосм, который проживает и создает автор. Поэтическая мысль может быть по-разному выражена, но в основном это происходит через образ и звук в их единстве.

– Ваша первая солидная книга «Живые буквы» как-то изменила вашу жизнь?

– Во многом. На нее вышло несколько рецензий. А мой прежний самиздат, можно сказать, был для семейного, дружеского круга, ну и для меня, чтобы я учился писать дальше. В декабре 2021 года я послал рукопись на конкурс, проводимый АСПИР (Ассоциация союзов писателей и издателей России. – «НГ-EL»). Обычно никак потом не слежу за результатами. Друзья сообщают: твоя работа попала в длинный, короткий список.

– Говорят, у вас есть задатки детского автора?

– Да, как раз на одном из первых в моей жизни литературных семинаров, на слете молодых литераторов в Большом Болдине, в августе 2021 года мне прямым текстом порекомендовали попробовать себя в детских стихах. Я и попробовал. Поскольку это было своевременно сказано. В другой момент, может быть, это не сработало бы как совет, я бы просто не прислушался. А здесь как-то все сошлось. Да, именно когда все сходится в моменте, тогда и рождаются стихи – детские, взрослые. Когда мои племянники были маленькими, я писал для них регулярно. Им было необычно, что дядя пишет. Сейчас они уже подростки, мы говорим о разных вещах.

В 2022 году я с подборкой детских стихов впервые прошел на семинар в Липки. Там узнал, что есть семинары толстых литературных журналов. Познакомился с Сергеем Филатовым и даже побывал у него в гостях.

– Неоднократно прозвучало название форума молодых писателей «Липки». Легендарная творческая институция, сам в начале 2000-х ездил на семинар «Нового мира». Какую пользу «Липки» вам принесли?

– Главная польза – погружение в атмосферу, генерирующую мысли.

С «Липок» начались мои дружбы, большие, крепкие и долгие, может быть даже на всю жизнь, даст бог. «Липки» дают ощущение большой-большой подзарядки. Тебя разбирают, ты учишься разбирать – все это очень важно и ценно при авторском становлении.

Мне очень понравился мудрый совет одного из мастеров семинара «Нового мира», Павла Крючкова: слушай всех, делай по-своему. Действительно, литература – дело авторской воли и авторского решения. Никто за тебя не решит, каким станет стихотворение – ни лучший друг по писательскому цеху, ни мастер на семинаре.

– Процитирую поэта Григория Князева. В финале одного зимнего стихотворения – две строчки: «И я свой тихий след впишу, / А чей-то затопчу, задену». Меня, конечно, заинтересовал эпитет «тихий». Вообще, какое значение придаете эпитетам?

– Тихий след – для меня это так естественно. Просто однажды я вышел на улицу, это была первая моя зима в Питере. Мело. И я увидел вереницу следов от нашего дома и почувствовал, что я тоже в ответе за свой след. При этом не хочется шуметь, шума и без нас много. Лирический герой боится затоптать чужие следы. Но ведь и его следы могут затоптать следующие поколения идущих, следующие ноги. Жизнь движется, и в этом большое чудо.

– Очень интересная строка: «За морозами – дожди перекраивают судьбы». А чьи судьбы? Умело ли перекраивают? Как реагируют морозы на такое самоуправство?

– Повторюсь: непростая задача – комментировать отдельные строчки из своих, уже подзабытых мною стихов, строчки, вырванные вашим острым взглядом из живой и цельной стиховой ткани. Но я попробую.

Тут, вероятно, имеется в виду тот факт, что внешние обстоятельства, с которыми мы зачастую поневоле сталкиваемся, начиная с погоды за окном, меняют наши намеченные планы и пути. То вынуждают нас выйти из дому в непогоду, то, наоборот, запирают нас в четырех стенах наших собственных судеб до лучших времен.

– Как вам кажется, какой наилучший способ монетизации литературных способностей?

– Не знаю… Когда-то я понял одну простую вещь: все, за что ты в жизни держишься мертвой хваткой, будь то дружбы или деньги, как ни странно, труднее удержать в своих руках. А когда ты, как говорит мой племянник, живешь играючи-припеваючи, легко, но не легкомысленно, то так жить надежнее, спокойнее, что ли.

– Хочется уточнить, поэт Князев ходит куда-то на работу, получает где-то зарплату или как?

– Нет, сейчас я живу вне работы, и есть шутка, что я представитель богемы. Несколько лет работал в интернет-журнале, потом помогал семьям с детьми-инвалидами. Сам живу на инвалидную пенсию, ну и читатели иногда донатят. Сегодня, например, незнакомый читатель прислал перевод, подарил день жизни. Получаю регулярно небольшую стипендию от одной питерской интеллигентной семьи. Дважды выигрывал стипендию в Липках. Хотя, когда рушится мир, как-то уже не до стипендий.

– Поэт пишет стихи, творит свою реальность и тем самым изменяет реальность вокруг – по-разному. И вдруг в вашей жизни случились две большие потери подряд, ушли из жизни жена, отец. И где брать силы свыкнуться с этим, принять это?

– Я пытался не унывать, не терять веры в то, что все-таки переживу это большое горе. К тому же предпоследними Настиными словами перед самым ее уходом у меня на руках были: «Справимся… справишься». Вот и по-прежнему стараюсь держаться светлой стороны жизни: несмотря на край приоткрывшейся бездны, лишь бы в нее не рухнуть. Хотя я знаю случаи, когда люди на похоронах в буквальном смысле слова прыгали в могилу вслед за своими любимыми…

Мне очень повезло. В момент полного мрака, сгустившегося надо мной, я встретил множество светлых людей, сказавших добрые слова именно на пике моего отчаяния. То есть не остался со своим горем один на один. Я услышал: живи полной жизнью, живи за двоих, живи достойно и радуй своих любимых. И жизнь начала потихоньку восстанавливаться. Сейчас у меня ощущение погорельца, который пытается что-то достать из-под руин и на этих же руинах отстроить новое – и дом, и гармонию.

– Удается?

– Этот год был трудным. Очень многому пришлось научиться. Сначала сомневался, правильно ли я все делаю. А теперь появилась какая-то смелость и уверенность, еще большее доверие к жизни, к своему пути. Чувство себя в некой скорлупе уютного мирка уже пережито мною. Я раньше боялся выйти в большой мир. Теперь я в него выхожу – без страха и трепета. Верю: впереди у меня еще немало открытий и возможностей – как для человека пишущего и любящего жизнь.

– Последний вопрос – о премии «Лицей». Можно ли назвать ее главным маркером качества современной молодежной литературы?

– Мне трудно ответить на этот вопрос. Я вообще не пользуюсь никакими короткими, длинными премиальными списками как рекомендательными источниками. Любой список можно дополнять или сужать. Если речь о поэзии, то я не ориентируюсь на чужие советы, когда кому-то что-то понравилось. Не то чтобы я такой эксперт и сам все могу оценить. Мне кажется, стихи живут в моменте и поэты воскресают в час их прочтения. Можно стихи прочитать, но не проникнуться ими, не откликнуться, не взять их с собой в путь только потому, что они оказались тебе не ко времени. Одним словом, и живу, и пишу, и читаю по зову собственного сердца. 

Не так давно Павел Крючков знакомил нас со своей коллекцией голосов знаменитых поэтов. Может возникнуть вопрос: что дает молодому литератору звучание Ахматовой? Появляется чувство, что все живы, все рядом, все в одной лодке. То есть чувство сопричастности. А еще – ответственности. Нам идти за Ахматовой, Пастернаком, Мандельштамом, Цветаевой и многими другими. Как же можно быть недостойными их, не соответствовать им, огорчать наших великих предшественников, наших старших учителей? Мы не имеем такого права. Делаешь дело, и делай его хорошо, на совесть.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Чугунка Михаила Успенского

Чугунка Михаила Успенского

Андрей Щербак-Жуков

Фантасты-шутники, бронзовые улитки и яйца "Чужого"

0
969
Фестиваль «Видеть музыку» стартовал с оперы о героях Полтавской битвы

Фестиваль «Видеть музыку» стартовал с оперы о героях Полтавской битвы

Марина Гайкович

Знаковую для Белгородской филармонии работу показали в Москве

0
2783
В Африке птицы по-русски щебечут…

В Африке птицы по-русски щебечут…

Наталия Набатчикова

Подведены итоги III Всероссийского фестиваля-конкурса «Литературная карусель»

0
929
В сторону Десятникова. Как Алексей Гориболь сохраняет память о композиторе

В сторону Десятникова. Как Алексей Гориболь сохраняет память о композиторе

Владимир Дудин

0
2054

Другие новости