0
3758
Газета Поэзия Интернет-версия

22.09.2016 00:01:00

Нитки, ножницы, бумага

Тэги: поэзия, инопланетяне, зебра, донбасс, подмосковье, импрессионизм


поэзия, инопланетяне, зебра, донбасс, подмосковье, импрессионизм

160922-5-1-Т.jpg

Ганна Шевченко. Обитатель перекрестка.

– М.: Воймега, 2015. – 50 с.

Книга Ганны Шевченко небольшая – всего 45 стихотворений. Первоначальное ощущение было такое: ну, вот как написалось на листочках, так и сдалось в набор. По дороге к печатнику листочки упали и перепутались, потому пришлось их выстраивать как придется. И получилось очень даже символично, с подтекстом, более того, где-то к середине книги появляется стойкое убеждение, что в сборнике имеется сюжет.

В процессе знакомства с «Обитателем перекрестка» неоднократно приходила на ум известная евангельская фраза, точнее, ее часть – «…не от мира сего». От какого же тогда мира творчество Ганны? На обложке: ножницы, наперсток, катушки ниток, кружева, ящик с замком, дверные навесы… Казалось бы, все понятно – речь пойдет о нашем, о родном, бытовом, сентиментальном. Как бы не так! Будничность и проза жизни – ширма, точнее, прикрытие:

В других мирах, в галактике,

в глуши

выходишь из подъезда –

ни души,

туманный воздух черен

и стеклянен,

весь этот космос странный

городской

из любопытства трогая

рукой,

идешь во тьму,

как инопланетянин.

С первого же стихотворения начинаешь понимать, что Ганна Шевченко – не просто поэт, человек, погруженный в мечтания, чуждающийся забот о реальном, то есть «не от мира сего». Она – самый настоящий инопланетянин, возможно, пришелец из другой галактики. Вы предвкушаете фантастический триллер? И правильно делаете!

Лирическая «обитательница перекрестка» видит окружающую реальность совершенно иначе, чем мы. Она трогает рукой воздух, осязает пространство чем-то непостижимым. И наша земная действительность преображается – горят яблоки, птицы струятся в дерево-кувшин, фары машин сравнимы с квазарами. А внутренняя парадигма векторно направлена по маршруту «глушь – галактика – другие миры».

«Иду за светом в темную долину» – возможно, в этой, как бы нечаянно оброненной фразе содержится код ко всему творчеству Ганны Шевченко, которая на самом деле не миловидная девушка из Донбасса (как записано в биографической справке), а посланец с другой планеты, призванный смотреть, фиксировать и отправлять донесения собратьям в виде поэтических строк. Иногда кажется, что поэт-инопланетянин разговаривает сам с собой, со своей земной сущностью. Кроме того, понимает язык рыб:

там в глубине не бывает

речей,

только молчанье.

А вот программное стихотворение про зебру, строчка которого дала название сборнику, совсем нетипичное для Ганны. Оно написано в несвойственной ей манере, в нем мягкая улыбка, детскость. На другой планете предстоит поломать голову, чтобы понять суть полученной шифровки:

Подойди ко мне, зверушка,

черно-белая кокетка,

почешу тебя за ушком,

угощу тебя конфеткой.

Пешеходная порода,

обитатель перекрестка,

зебра, ангел перехода,

дай мне белую полоску.

Может быть, это сигнал SOS, просьба о помощи? Посланец задержался на черной полосе и не может найти выхода.

Автор – визуалист. Наблюдательность, умение видеть и интерпретировать – этим качествам учили в центре подготовки к полетам. При этом никаких оценок, никакого вмешательства. Все как бы отстраненно. В то же время – буйство красок, широкие густые мазки, импрессионизм.

Несмотря на вроде бы нарочитую небрежность при расположении стихотворений – весенние произведения соседствуют с осенними, картинка с донецким пейзажем («за калитками сонных дворов/ над колодцами звезды жужжат») сменяется эскизом подмосковного Подольска («черен город в белесом тумане»), – все же определенная логика присутствует. Стихи как бы спаяны в одну цепь. В то же время автор старается, чтобы они контрастировали ритмически, интонационно, различались по технике исполнения. Создается впечатление, что автору тесно в силлаботонике, рифма стягивает, как тесный скафандр. Но, видимо, таковы условия передачи данных – только в виде рифмованных стихотворений. Вот и приходится поэту быть «как другой человек, неожиданный, витрувианский».          

Сергиев Посад


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Ольга Соловьева

Бюджет выделит 290 миллиардов рублей для стимулирования частных инвестиций

0
557
Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Анастасия Башкатова

Доходы покидающих рынок труда пожилых граждан уменьшаются в четыре раза

0
767
Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Екатерина Трифонова

Нынешние служители Фемиды не смогут разобраться в дипфейках из интернета

0
727
Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Через муниципальный фильтр просочатся лишь условно оппозиционные кандидаты

0
627

Другие новости