0
1517
Газета Политика Интернет-версия

15.10.1999 00:00:00

"Мафия" поневоле

Тэги: средний класс, экономика


ОФИЦИАЛЬНЫХ заявлениях и документах не раз утверждалось: альтернативы проводимой экономической политике нет. Те же, кто думает иначе, считаются сторонниками возврата к прошлому, ревнителями реставрации хозяйственной системы, существовавшей в СССР. Между тем альтернатива стратегии, реализуемой с 1992 г., была и есть, причем это варианты именно рыночного антикризисного курса.

Один из таких альтернативных вариантов предлагался в монографии "Реформа без шока", подготовленной группой экспертов Высшего экономического совета (ВЭС) при президиуме Верховного Совета России под руководством автора этой статьи. Представляя проект, разработанный накануне старта реформы-92, мы подчеркивали, что он существенно отличается от других программных документов целями, содержанием, приоритетами и методологическим подходом. Главные цели проекта - уменьшить до минимальной ту цену, которую народ вынужден заплатить за реформы, и сформировать условия для развития предпринимательства, прежде всего малого и среднего бизнеса, то есть того широкого социального слоя деловых граждан России, называемого в последнее время средним классом.

Но есть ли он в России? Конечно, средний класс в России есть, и он достаточно многочислен. Проблема в том, что в нашей стране формируется преимущественно теневой средний класс. Государство само "загоняет" в теневую сферу экономики тех, кто должен составлять основу стабильности общества.

Субъекты теневой экономики образуют своего рода пирамиду. На ее вершине криминальная, уголовная часть - "авторитеты" и их рабочая сила - торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты (грабители и наемные убийцы), сутенеры и проститутки. Здесь же - коррумпированные представители органов власти и управления. По численности все эти лица составляют, по разным оценкам, от 5 до 25% всей пирамиды и обладают значительной силой и влиянием. Это однозначно криминальная, антиобщественная часть сектора экономики.

Среднюю часть пирамиды формируют теневики-хозяйственники (предприниматели, коммерсанты, банкиры, мелкие и средние бизнесмены). Эти люди - мотор экономической деятельности России. Именно они способны выступать в нормальном обществе в качестве основы среднего класса рыночной экономики. Сегодня они вынуждены уходить "в тень" главным образом лишь потому, что издержки их деятельности при созданных властью "правилах игры" в экономике превышают соответствующие выгоды и доходы. На фоне повального разворовывания бюджета издевательством выглядят призывы "заплатить налоги и спать спокойно". Нельзя не отметить, что по сравнению с началом 90-х годов правоохранительные органы действительно успешнее борются с рэкетом (по крайней мере в самых "беспредельных" его проявлениях). Но до сих пор бандитская "крыша" обеспечивает мелкому и среднему предпринимателю бульшие гарантии, чем государственные органы.

Третья группа представлена наемными работниками физического и умственного (интеллектуального) труда: к ним могут примыкать мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых, по имеющимся оценкам, до 60% составляют "подарки" и прочие мало прикрытые поборы с предпринимателей и простых граждан. Для этой категории лиц нерегистрируемая деятельность - вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе, как правило, не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия выводятся из-под действия закона "в тень". Таким образом, речь идет о потенциальных союзниках теневиков второй группы. Всего "пирамида" насчитывает 30 млн. человек экономически активного населения страны, производящих более 50% валового внутреннего продукта России. Деление субъектов теневой экономики на три группы в определенной мере условно, но прагматически необходимо: у представителей выделенных групп наряду с общими интересами есть интересы специфические. Главным специфическим интересом второй группы теневиков-хозяйственников в союзе с третьей группой является превращение их в легальный средний класс - основу стабильности любого общества. Средние и мелкие предприниматели, составляющие экономическую основу среднего класса, непосредственно заинтересованы в развитии внутреннего рынка, подъеме российской экономики и росте материального достатка граждан. Между тем при проводимом экономическом курсе основное бремя фискальной политики ложится именно на них: условия их деятельности становятся все более сложными.

Происходит сужение экономической базы среднего класса. Однако аналитические разработки ученых и статистика свидетельствуют и о наличии в России некоторых точек экономического роста. Задача "людей дела" - объективно оценить сложившуюся ситуацию и, главное, попытаться развить все то перспективное, что в ней есть.

Логично возникает вопрос, что делать с теневым капиталом: экспроприировать или "высветлять"? С подобного рода вопросами история сталкивается не впервые. Накоплен определенный опыт их решения, например, в таких странах, как Перу, Аргентина, Бразилия, Германия, Китай и Польша. Мудрая государственная политика, как показывает история, способна "вывести из тени" предпринимателя и государственного служащего. Конечно, как говорится, "мафия бессмертна" - то есть государство всегда обязано бороться с торговлей наркотиками, оружием, проституцией, рэкетом и прочими видами деятельности организованной преступности. Но если в нормальном обществе мафия паразитирует на "запретных" сферах общественной жизни, то у нас - на всех.

Можно ли решить проблему с помощью одних силовых методов? Разумеется, нет. В свое время практика "военного коммунизма" показала, что изъять капиталы одной грубой силой невозможно: нэп был не только допущением свободного товарооборота, но и легализацией скрытых капиталов. Существенную роль тогда сыграла разумная налоговая политика: налог составлял не более 25% доходов частника, который моментально активизировался, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же было решено вытеснить частника, налоги начали повышать: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, до 90% и более. В результате остатки капитала опять ушли в подполье.

Против легализации части теневиков чаще всего возражают представители правоохранительных органов. И это понятно: по долгу службы они обязаны бороться с любыми нарушениями закона, а вся теневая сфера в большей или меньшей степени криминализована. И они совершенно правы - вор должен сидеть в тюрьме. Но для этого государство не должно заставлять своих граждан воровать, ловчить и искать способы обойти закон, как оно делает сейчас. Именно эту проблему и решает предлагаемый подход к проблеме теневиков.

Предполагая приоритет изменения общих условий хозяйствования перед силовыми мерами, мы обязаны совершенствовать законодательство, для того чтобы изменить правовые нормы и экономические механизмы, делающие невыгодной и обреченной предпринимательскую деятельность.

Программа осветления "серой" экономики, кроме того, должна включать в себя разработку действенных мер защиты населения со стороны государства от финансовых мошенничеств, гарантирование защиты сбережений и капиталов, а также самого института частной собственности.

Поддержка малого предпринимательства должна не на словах, а на деле стать приоритетным направлением государственной политики. А для этого абсолютно необходимо, во-первых, разработать и принять комплекс законов и других нормативных актов по поддержке малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях.

Во-вторых - упростить и ускорить процедуры выдачи разрешения на открытие собственного дела, минимизировать бюрократические "закорючки" регистрации, облегчить доступ мелких предпринимателей на рынок. Чем меньше у чиновника возможности для поборов, тем реже будет вынужден платить их гражданин. В-третьих - прояснить систему налогообложения мелкого бизнеса и предусмотреть в ее рамках четкие льготы. В-четвертых - задействовать механизмы, обеспечивающие доступ малого бизнеса к кредитам, государственным заказам и информации, создать общероссийскую систему гарантирования и страхования инвестиционных рисков в малое предпринимательство. В-пятых - освободить малый, как, впрочем, и крупный, бизнес от криминальных "крыш". Конкретные меры, необходимые для обеспечения подъема малого бизнеса, уже не раз предлагались специалистами. Дело - за политической волей. Чем ближе "роковой" 2000 год, тем ощутимей в обществе брожение идей о будущем развитии России. Политическим интересом среднего класса является разрушение искусственно созданной политической конструкции, в которой нет места для "середины".

Накопленный нашим обществом интеллектуальный потенциал, помноженный на энергию, предприимчивость и здоровые амбиции нового экономического класса, способен обеспечить прорыв России в цивилизованное общество XXI века.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1515
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3901
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2169
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2444

Другие новости