0
787
Газета Политика Интернет-версия

29.06.2000 00:00:00

Деньги говорят - законодатели повинуются


Николай Зяблюк. Финансирование федеральных избирательных кампаний в США. - М.: ИСКРАН, 1999, 122 с.

СКОЛЬКО стоит ваш кандидат? Кто за него заплатил? А в чьих интересах он будет лоббировать те или иные законопроекты? Ответы на эти вопросы вы легко можете получить, прочитав издания общественных организаций, которые специализируются на отслеживании больших денег в политике. В книгах "Покупка президента" или "Покупка конгресса", регулярно выпускаемых Центром за честность в политике, вам подробно объяснят - кто, как и почем. Как правило, все эти сочинения хорошо документированы, и информация касается всех уже избранных лиц или кандидатов на выборные должности. К сожалению, эти книги издаются в Соединенных Штатах и касаются только Соединенных Штатов. Проблема ограничения роли денег в избирательных кампаниях является одной из важнейших нерешенных проблем американской демократии.

Этой теме и посвящена работа Николая Зяблюка "Финансирование федеральных избирательных кампаний в США". В ней рассматриваются история и нынешнее состояние финансирования избирательных кампаний, механизмы и связанная с этим борьба между демократами и республиканцами. Республиканцы, как правило, значительно лучше обеспечены финансами. Поэтому и выступают за неограниченное использование финансовых средств и снятие всех барьеров. У демократов же финансовые проблемы острее. На протяжении последнего столетия они пытались уравнять себя в финансовых возможностях со своими противниками и отлучить их от неконтролируемых частных пожертвований. В этом направлении демократы добились определенных успехов, введя лимиты на расходы и предоставив всем кандидатам государственное финансирование. Сейчас одним из ключевых направлений в регулировании финансирования является обуздание стремительного роста стоимости выборов. Главное зло - это зависимость кандидатов от крупных взносов, а следовательно, и крупных корпораций. Так как будучи избранными, кандидаты становятся прямыми лоббистами, действующими в интересах структур, оплативших их избрание.

Ключевыми в избирательных кампаниях являются комитеты политического действия (КПД). Эти структуры в большинстве своем принадлежат крупным корпорациям или союзам и не зависят от партий, а иногда даже занимаются подготовкой собственных кандидатов. На выборах они выбирают кандидата, которого будут поддерживать, и кандидатов-жертв, против которых проводят "кампании на поражение". Чем больше требуется денег, тем больше кандидаты полагаются на взносы КПД. Соответственно, эти небескорыстные взносы приводят к росту воздействия на законодательный процесс. Связь между взносами и голосованиями законодателей хоть и недоказуема юридически, но очевидна настолько, что появилось такое определение, как "легальная коррупция". Попытки демократов ограничить влияние денег на ход избирательного процесса пока идут с переменным успехом.

О том, какую роль в общественном мнении играют "выборные" деньги, красноречиво говорит вердикт Верховного суда США, касающийся ограничения частных взносов в фонды кандидатов. По мнению суда, деньги, которые поступают кандидату, являются выразителями мнений, и поэтому ограничение их поступлений - это ограничение свободы мнений, гарантированной Конституцией. Таким образом, высшим судебным органом Соединенных Штатов деньгам был придан конституционный статус носителя мнений. И пока деньги носят такой статус, те, у кого они есть, будут иметь больше влияния в политике, чем те, у кого их нет.

Это не только "их" проблемы, они уже стали нашими. Уже давно назрела необходимость для создания своего Центра за честность в политике и публикации исследований на тему "Во что обходится покупка депутатов, губернаторов и президентов". Как считает сам Николай Зяблюк: "Если бы нашелся автор, которому каким-то расчудесным образом удалось собрать, проанализировать и обнародовать всю фактуру, касающуюся роли больших денег в российской политике, то на его фоне его американские двойники, наверное, выглядели бы бледной тенью".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
477
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
1942
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2340
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1935

Другие новости