0
1292
Газета Политика Интернет-версия

12.10.2000 00:00:00

Читайте книги

Владимир Разуваев

Об авторе: Владимир Витальевич Разуваев - доктор политических наук, профессор РГГУ.

Тэги: Жидков, политология, Афанасьев


По мере того как публичная политика, кажется, все сильнее надоедает широким слоям наших сограждан (впрочем, не до такой степени, чтобы отвратить их от участия в выборах), растет число вполне солидных научных трудов по политологии отечественных специалистов. Правда, обращает на себя внимание малое количество действительно классных монографий. Одно из немногих исключений - принадлежащая Михаилу Афанасьеву книга, которую я лично считаю одной из лучших в политологии за последние годы (Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность: Исследование клиентарных отношений, их роли в эволюции и упадке прошлых форм российской государственности, их влияния на политические институты и деятельность властвующих групп в современной России. - М.: Московский общественный научный фонд, 2000, 320 с.). Правда, достать ее в личное пользование читателю будет довольно-таки трудно. Могу порекомендовать только большие библиотеки.

Хороших политологических сборников в России выпускается гораздо больше. Скорее всего потому, что большинство их финансируется западными фондами, которые по разным причинам ориентируются именно на этот тип публикаций. Можно смело порекомендовать, например, обзорный труд о исследованиях российских ученых в социальной области (Социальные исследования в России. Немецко-российский мониторинг. - Берлин, Полис, 1998, 304 с.). Едва ли не самая интересная статья принадлежит Петру Штыкову и Сергею Зотову, которые сосредоточили свое внимание на проблеме изучения групп интересов в российской политологии.

Отдельно следует сказать о фундаментальном издании, предпринятом Московским общественным научным фондом (Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. - М.: Московский общественный научный фонд; Издательский центр научных и учебных программ, 2000, 684 с.). По типу издания - это хрестоматия уже публиковавшихся ранее статей. Как и предыдущая книга, будет чрезвычайно полезна что преподавателям, что студентам. Как и монография Афанасьева, широкому кругу читателей она доступна только в больших библиотеках.

Первая часть состоит из статей, посвященных путям познания социально-политической реальности, в частности логическим и содержательным трудностям рационального объяснения действия. Здесь рассматриваются основы методологии, а также предмет и структура политической науки. Во второй части авторы обращаются к новым концепциям, появившимся в отечественной политологии. Наконец, заключительная часть содержит в себе работы по прикладной политологии.

Опять же сборник издало московское отделение фонда "Карнеги" (Российское общество: становление демократических ценностей? - М.: Гендальф, 1999, 239 с.). Елена Авраамова пишет, что для российской модернизации характерны три этапа: скрытое расширение традиционного общества, когда постепенно происходит критический анализ его основных идеологем и традиционных норм (50-70-е годы); разрушение идеологических устоев и начало формирования новых моделей поведения (80-е годы); кризис прежних моделей жизнедеятельности и становление новых моделей, вовлечение в этот процесс все более широких слоев населения, формирование новой социальной структуры общества (с 1992 года). По мнению Авраамовой, неудача либерального проекта поставила вопрос о принципиальной возможности трансформации такой страны, как Россия. Вывод, безусловно, точный, если добавить к нему, что речь идет о "трансформации" по западному пути. Впрочем, это добавление носит принципиальный характер.

В том же сборнике Леонид Бызов отмечает, что современная российская идентичность уступает по целостности былой общесоюзной. На мой взгляд, автор здесь чуть-чуть поторопился: российская идентичность, то есть чувство коллективной принадлежности к нашей стране, в последней все еще только складывается, и ее стоит сравнивать разве что с ее постсоветскими аналогами. Вообще анализ по этой линии оказался бы явно плодотворным, тем более что материала для него за прошедшее десятилетие накопилось предостаточно.

Рецензируемый сборник был подготовлен и издан в прошлом году, поэтому в нем встречаются легко понятные и легко прощаемые вещи, которые, однако, в политологии считаются очевидными просчетами. Бызов утверждает, например, что "несмотря на явное формирование нового общественного запроса, в России длительное время не было политиков, которые олицетворяли бы его более или менее адекватно. Анализ последних данных позволяет сделать вывод, что в настоящее время ему в большей степени соответствуют такие известные политические деятели, как Ю.Лужков и Е.Примаков┘ Особого внимания заслуживает анализ "феномена Примакова", "честного государственника", как бы стоявшего над схваткой личных и корпоративных интересов и не привязанного к каким-либо определенным идеологическим доктринам".

Как будто бы про Владимира Путина написано, верно? Общественный запрос действительно был очевиден, но он был ориентирован на человека, который мог бы сыграть роль не просто публичного политика, но публичного государственного деятеля. Евгений Примаков в силу хорошо известных причин с вызовом не справился, был буквально смят оппонентами и уступил место на вершине власти своему молодому коллеге.

Вообще некоторые вещи из давешних политологических работ сегодня воспринимаются с определенным юмором. Вот Игорь Задорин, Юлия Бурова и Анна Сюткина в том же сборнике утверждают, что "возможности влияния СМИ на массовое политическое сознание и поведение российского населения в целом далеко не безграничны. Такого тотального интереса, внимания и доверия к сообщениям масс-медиа (а следовательно, и влиятельности СМИ), которые наблюдались в конце 80-х годов, сегодня уже нет". И даже утверждают, что в современных условиях жесткий государственный контроль над телевидением оборачивается для представителей этого самого государства потерей голосов избирателей. Наивные люди, еще не видевшие и не прочувствовавшие до написания этих строк избирательных кампаний 1999-го и 2000 годов...

В ряду изданных недавно книг явно выделяется малотиражное, тонкое по объему, но действительно фундаментальное по характеру исследование о конце переломного десятилетия (Общественное мнение. 1999. - М.: ВЦИОМ, 2000, 123 с.). Интереснейший сборник, ознакомиться с которым, на мой взгляд, стоит не только социологам и политологам, но и всем, кто мало-мальски интересуется отечественной политикой. Авторы исходят из того, что 1999 год оказался поворотным в истории современной России. Юрий Левада даже назвал его "взорванным годом". Он же резюмировал, что в 1999 году налицо оказался послекризисный спад ожиданий и фантастический скачок всех так называемых "позитивных" показателей. Торжествуют термины "сила", "порядок", "успех". Прекрасно разбираясь в российских изменениях, в том числе в их потенциальной быстроте, Левада очень осторожен в прогнозах и добавляет, что все покажет 2000 год. Ну что ж, он все действительно и показал┘

В сборнике опубликовано множество статей, насыщенных цифрами и интересными выводами. Представлен почти весь срез прошлогодней России - от социальной ситуации до политических ориентаций. Представлены даже данные ВЦИОМа о последствиях отставки Бориса Ельцина.

Вообще прошедшее десятилетие лишний раз доказало, что у каждого действительно своя правда, что эта правда обычно субъективна, и что умирает она слишком часто со своим носителем (что не мешает ей неожиданно возродиться через год-другой или через столетия). Даже тогда, когда речь идет о глобальных процессах, влияющих на судьбы не только одной страны, но и всего мира. Вышедшие в 1994 году мемуары Бориса Ельцина - времени очевидного личного политического взлета, почти непререкаемой власти и повышенного внимания журналистов и политиков - широко читались в тот период, но остались по существу незамеченными (или нецитируемыми, что в той конкретной политической обстановке было равнозначным) политическим сообществом. Впрочем, пройдет еще несколько лет или несколько десятилетий, и ситуация, возможно, изменится...

Своя правда, безусловно, есть и у Спартака Жидкова, чья книга о недавних событиях в Абхазии, Грузии и вообще на Кавказе, к сожалению, только сейчас дошла до редакции "НГ" (Жидков С. Бросок малой империи. - Майкоп, Адыгея, 1996). По нашей информации, даже в Книжную палату она поступила только в текущем году. Что вообще-то отчасти понятно, учитывая как сохраняющуюся остроту абхазского конфликта и сопутствующих ему напластований в российской политической жизни, так и невнимательность изданий к требованию об обязательном экземпляре.

Первое, что необходимо сказать о книге Жидкова, это что она очень интересна. Особенно для людей, так или иначе связанных с Кавказом, но лишенных полной информации о происходящих там событиях. Крайне подробное, даже детальное изложение событий в Грузии и Азербайджане делает этот труд куда шире, нежели заявленная тема. Хороший язык позволяет читателю адекватно воспринять предложенный ему текст.

Второе, что необходимо уточнить по поводу книги Жидкова, это что она очень субъективна. Я знаю десятки людей, которых привела бы в искреннюю ярость авторская интерпретация событий на Кавказе. И это при том, что Жидков сознательно принял объективистскую манеру изложения, и по большинству излагаемых им эпизодов его характеристики следует признать максимально сдержанными.

Однако на Кавказе сейчас (впрочем, только ли сейчас?) иные правила и иные подходы. То, что представляется безусловным для одних - откровенно еритично для других. Скажем, история Абхазии полярно интерпретируется обеими сторонами, причем в обозримом будущем компромиссы между ними невозможны. Абсолютно так же воспринимается прошлое Нагорного Карабаха вовлеченными в конфликт. Лет через сто, может быть, ситуация изменится... Впрочем, я в это не верю.

Третья особенность работы Жидкова - чрезвычайная информационная насыщенность. Читатель получит сведения не только о событиях "наверху" (кавказском), но даже о борьбе за конкретные деревни во время войны в Абхазии. Борис Ельцин, Павел Грачев, Эдуард Шеварднадзе, Шамиль Басаев, Владислав Ардзинба вместе с сотней (если не сотнями) иных действующих лиц прочно заняли место на страницах этой книги. Автор обрушивает на читателя массу сведений, без которых понять события в Абхазии весьма затруднительно.

Одним словом, читайте книгу Жидкова. Если только сумеете найти ее в книжных магазинах...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1262
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
953
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1141
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
746

Другие новости