0
1630
Газета Политика Интернет-версия

09.11.2000 00:00:00

Операция на "Курске" завершена

Тэги: Курск, Клебанов


В среду, 8 ноября, после обеда в Главном штабе Военно-морского флота под председательством вице-премьера Ильи Клебанова состоялось заседание правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы 12 августа текущего года в Баренцевом море атомного подводного ракетного крейсера (АПКР) "Курск".

На рассмотрение комиссии были представлены три версии происшествия: авария внутри корабля, возможно, связанная с неисправным выходом торпеды во время торпедной стрельбы, столкновение корабля с миной времен Второй мировой войны и столкновение с одной из трех атомных подводных лодок (АПЛ) НАТО, которые вели разведку на тактическом учении Северного флота в августе в Баренцевом море. Это американские "Мемфис" и "Толедо" и английская "Сплендид".

Ранее главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов заявлял, что ему "на 80% известно, что основной причиной катастрофы "Курска" является столкновение с иностранной АПЛ". Недоставало только 20% фактов, подтверждающих именно эту первопричину катастрофы новейшего корабля флота. В ходе финальной фазы операции по подъему тел погибших на "Курске" подводников 5, 6 и 7 ноября российские водолазы-глубоководники дополнительно обследовали носовую часть корпуса лежащей на грунте субмарины и дно моря вокруг нее.

Как заявил вчера утром Илья Клебанов, обнаруженные водолазами "новые данные могут помочь в установлении причин катастрофы. Но их надо тщательно проанализировать". Однако он отметил, что на заседании комиссии, возможно, еще не будет сделан окончательный вывод о причинах трагедии "Курска". "Я не уверен, что сегодня смогу уже что-то сказать об этом", - сказал вице-премьер.

Основной доклад на заседании правительственной комиссии, куда не допускались даже адмиралы главного штаба ВМФ, делал один из самых опытных подводников страны, командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов, прослуживший на нем почти всю свою жизнь. Он с самого начала был уверен, что первопричиной трагедии с "Курском" было столкновение с иностранной АПЛ. По его мнению, материалов, собранных водолазами в ходе операции с судна "Регалия", достаточно для подтверждения этой основной версии катастрофы.

Всего из 18 плановых рабочих суток, согласно контракту, подписанному ЦКБ МТ "Рубин" с норвежско-американской компанией "Халибертон", лишь 4 из-за штормовой погоды водолазы не могли работать; 78% рабочего времени было использовано с высокой эффективностью. Обследованы 8-й, 9-й, 3-й и 4-й отсеки через три технологических отверстия, вырезанных в легком и прочном корпусе, и, по косвенным данным, 1-й, 2-й, 6-й и 7-й отсеки. Подтвердились предположения экспертов о катастрофических разрушениях в носовых отсеках от взрыва стеллажных торпед, мгновенной гибели людей (с исчезновением тел в носовых отсеках от ударной волны, сравнимой с ударной волной ядерного взрыва). На поверхность подняты тела 12 подводников из 23 ч из 6-го, 7-го, 8-го и 9-го отсеков, которые оставались живыми еще несколько часов после гибели корабля и собрались в кормовом девятом отсеке-убежище.

Однако не все цели операции достигнуты. Из-за катастрофических разрушений и плотности заполнения 3-го и 4-го отсеков острыми металлическими конструкциями с рваными краями работа в них и проникновение в 5-й отсек оказались невозможными. Поэтому документы по связи и боевому управлению, а также вахтенные журналы боевых постов и командных пунктов управления и освещения обстановки, проливающие свет на условия и обстоятельства плавания вплоть до катастрофического взрыва в первом отсеке, остались на борту "Курска".

Не случайно в первых числах ноября в районе лежащего на дне "Курска" появилась иностранная субмарина. Не исключено, что это одна из АПЛ ВМС США, специально оборудованных для ведения разведывательных операций на дне моря: АПЛ "Парч" типа "Лос-Анджелес" или "Коннектикут" типа "Сивулф". Поэтому в районе катастрофы "Курска" на его охране находится тяжелый ракетный крейсер "Петр Великий", обладающий самым современным в российском ВМФ комплексом противодиверсионных средств и гидрографическое судно "Горизонт", которое ведет контроль за состоянием радиационной обстановки в районе погибшей субмарины и на дне моря.

Во вторник, 7 ноября, завершены водолазные работы с судна "Регалия". На совещании, проведенном в полдень под руководством начальника штаба Северного флота вице-адмирала Михаила Моцака с участием представителей ЦКБ МТ "Рубин" и руководителей водолазных работ с российской и норвежской сторон было принято решение о прекращении работ на "Курске" ввиду их дальнейшей бесперспективности. Водолазы и экипаж судна "Регалия" провели траурную церемонию прощания с погибшими подводниками и опустили на воду венок. В 14.30 7 ноября "Регалия" взяла курс на свой порт приписки в Норвегии. В ее барокомплексе продолжают установленный режим декомпрессии после длительной работы на 108-метровой глубине российские водолазы-глубоководники, которые позднее возвратятся в Россию самолетом.

Все 12 поднятых с субмарины погибших подводников опознаны и похоронены с воинскими почестями в городах, где живут их родители и близкие.

Операция по подъему "Курска", уникальная во всех отношениях и не имеющая аналогов в мире, будет проведена летом следующего года международным консорциумом по договору с ЦКБ МТ "Рубин". Видимо, только тогда можно будет установить с уверенностью истинные причины гибели корабля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
922
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1580
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1147
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
612

Другие новости