0
1582
Газета Политика Интернет-версия

18.11.2000 00:00:00

Шапочные разборки

Олег Павлов

Об авторе: Олег Олегович Павлов - писатель

Тэги: интернет


НЕКИЕ деятели, озабоченные тем, что в Интернете до сих некому было руководить литературным процессом, создали нечто под названием "Рейтинг литературных сайтов России". Идея простая и по-административному бесцеремонная: оприходовать литературные сайты, повесить на каждый ярлык, ну, к примеру: "Некоторые из представленных автором работ вызывают серьезный профессиональный интерес" и так далее. Нынешней осенью дошло до профессиональных поэтов и писателей, чье творчество представлено в Интернете авторскими сайтами. Благородное начинание обещает шириться. И хотя какие б то ни было категории - это все равно что предупреждения Минздрава, которое всяк позарившийся на курево приобретает как раз заодно с очередной пачкой сигарет, - господа из РЛС все же могут когда-нибудь сесть на шею и посерьезней. Оно конечно, пока что в России читают и пишут, не глядя на то, какие категории присваиваются художественному чтиву именем "экспертного совета РЛС". Однако те, кто сидят на их раздаче, могут превратить свое детище со временем в какую-нибудь "Академию русской современной словесности в Интернете" - сядут ему, Интернету, на шею, начнут погонять. К примеру, убедят каких-нибудь наивных банкиров в том, что представляют собой все литературное профессиональное сообщество, при поддержке банкирской денежки приватизируют пусть и не Интернет, но современную русскую словесность в Интернете, которой и начнут распоряжаться, как своей собственностью.

Уже сейчас о нынешних деятелях экспертного совета РЛС пишется отчего-то без всяких экспертиз: "Экспертный совет рейтинга состоит из значительных русских поэтов, прозаиков, критиков, филологов, пользующихся высокой репутацией в профессиональном сообществе". Понимайте так: столь высокую репутацию себе присвоили в профессиональном сообществе, что взяли право раздавать категории профессиональным репутациям всех остальных, кто за это вроде как единодушным молчанием проголосовал... Одобрил. Но кто такие Строчков и Левкин? Поэты Кривулин и Парщиков - есть такие, но что, уже почили? Чего это пишется о них, как в некрологе? Критики Бак, Гаврилов, а также писатель Бутов - литераторы талантливые, конечно, и в представлении не нуждаются, но с недавних пор обзавелись в литературе большими должностями - все больше заседают и решают вопросы. Однако если Бутов - ответственный секретарь "Нового мира", а Гаврилов - вот уже и главный редактор "Книжного обозрения", то какое дело до этого всем литературным сайтам России, а равно их читателям? Пусть делают себе карьеру, продвигаются вверх по служебной лестнице. Только в известном направлении, как-нибудь так, чтобы не решать уж хотя бы за читателей, которые и без них во всем разберутся - как прочтут, так сразу. Или все уже и за читателей решили? Разобрались? Навели порядок? Ну, а на каком, спрашивается, основании?

Хорошо, публикациям поставим оценочки, но ведь другое дело - наши убеждения. Как можно вешать ценники на убеждения или веру, ведь от них к тому же и зависит, наверное, в конце-то концов, какие и о чем ложатся на бумагу слова? И здесь уже проясняется, почему только некоторые публикации могут вызывать "серьезный профессиональный интерес". Почему-то в этих интересах оказывается понижать автора в "категории" на том основании, что "следует в своем творчестве второстепенным или консервативным художественным тенденциям".

Что значит "консервативные художественные тенденции", не поймет только ленивый. От православия до реализма - оно и есть. А не поняли - кликните в Интернете "Современную литературу с Вячеславом Курицыным", там вот все "передовое и культовое" уже давно представляет собой огромный профессиональный интерес по рейтингу РЛС. То есть все первостепенное в истории и культуре России оказывается второстепенным и консервативным. Ехидство и балаган возвышаются донельзя, если пованивают его высокоблагородием либеральным душком. Важным здесь может быть даже не то, что пишешь, а, к примеру, в каких изданиях печатаешься, с кем дружишь. Вот читаешь в разделе круг чтения "Русского журнала" о Владиславе Отрошенко: "ибо замаран публикациями в журналах славянофильского толка". Какими, спрашивается, публикациями? Да прозой, что издана уже отдельной книгой, о которой и пишется много-много лет спустя после этого пятна в биографии ее автора, но все помнилось, складывалось в уме, и досье странноватое собиралось, как в охранке. Аннотация анонимна, но у раздела есть редактор: Борис Кузьминский. Говорят, высокий профессионал. Эксперт. Не знаю, кто заказывает музыку в "Русском журнале", а кому в свой черед заказывал уже Кузьминский аннотацию, скажем, на книгу Отрошенко, но подобное - правило, а не исключение. Литературная экспертиза проводится сегодня для того, чтобы выслеживать, разделять по загонам, сигнализировать. Уже не в "Русском журнале", а в "Знамени" подобное писалось обо мне: сигнализировали в издательства и журналы, чтобы не печатали такого автора, искажали факты биографии, отправляли с пафосом "поучиться морали в газету "Завтра" - и все потому или за то, что не хотел угождать, имел свое мнение, свои убеждения.

А ведь речь ведется не об изданиях, скажем, "фашистского толка", и тем более не о публикациях со смрадным душком. Сегодня репутацию в России замарывает, оказывается, славянофильство, то есть вера в русскую культурную самобытность! Бедные-бедные замаранные на столетия вперед Аксаков, Хомяков, Данилевский, Киреевский, да что уж там, и Гоголь, и Достоевский, и Лесков. Замарались, не отмоются никогда, если только с мылом да с мочалкой не придет все тот же господин эксперт. Вообще, дичайшая ситуация. Оказывается, в России писателю нельзя исповедовать православие или любить родное, по сути быть русским, ибо "замарает себя". С какой это грязи и перед кем? Перед своим народом? Да уж навряд ли. Очумел чего-то Мойдодыр, привиделось же такое: его много, а церквей и деревень в России осталось так мало, что прямо хоть марайся во всем этом, как в грязной луже.

Так о какой "независимой профессиональной экспертизе литературных ресурсов русского Интернета" можно говорить, если независимой она оказывается лишь для тех, кто думают и пишут, как в "Русском журнале" или в "Знамени"? И разве независимость и профессионализм обязательно начинаются с того, что в рейтинг включаются сайты даже без согласия их авторов? Сайты сетевые о творчестве Солженицына между тем оказались чуть не единственными, какие эксперты из РЛС все же не посмели включить в самозваный рейтинг. Значит, все же скумекали, что хотя бы Александр Исаевич их-то не уполномочивал. Это самое удивительное: когда тех, кто "не включался", вдруг берут и "включают" для того, чтоб надуть своему рейтингу литературный авторитет, которого бы он, возможно, вовсе не имел, если бы профессиональное сообщество получило независимость решать, пользуется этот рейтинг у него доверием или нет. Но такой независимости, такого широкого представительства как раз и боятся авторы подобных проектов.

Эти простые мысли не пришли на ум также и сетевому обозревателю журнала "Новый мир" Сергею Костырко, что рекламировал, то есть лоббировал, "Рейтинг литературных сайтов России", надувая со страниц "Нового мира" репутацию очередному номенклатурному проекту. У них уже такое мышление, что ли, "номенклатурное", с которым они боролись, когда было оно у других, кто тогда руководил. Есть уже так называемая "Академия русской современной словесности", где, однако, нету ни одного поэта и писателя, в словесности этой. Зато есть разнообразные штатные сотрудники, ну те, что называют себя почему-то "независимые критики", хотя состоят на службе, а не живут на вольных хлебах, как большинство пишущих людей, зависимых, однако, от их расположения. Ну вот и все, значит, пускай зависят, пусть знают свое место... Академия не является национальной, потому что заявленный ее названием национальный масштаб - лишь ширма для либерального междусобойчика. Академия не представляет интересов всего профессионального литературного сообщества, потому что в ней не представлено половины профессиональных литературных изданий, а также основные литературные цеха (проза, поэзия, драматургия). Однако она существует - и существовать в ней отчего-то вовсе не стыдится горстка литературных работников, что дрожит именно над своим мнимо привилегированным положением в литературе. Очень хочется быть значительными, ну а как без "экспертных советов" и "академий" этому быть?

Россия, ау, ты слышишь? C тобой, дура, говорят рейтинг твоих литературных сайтов и академия твоей современной словесности. Руки по швам. Ноги на ширину плеч. Ать-два, ать-два... АРСС, РЛС... И пошла игра в оловянных литературных солдатиков.

Эта ситуация достойна разве что пера сатирика, как та совписовская история про "пыжиковые" и "кроличьи" шапки, что по ранжиру распределялись между совковыми литераторами таким же совковым литературным начальством. Чем отличаются теперешние "категории" с их делением на высшие и низшие от этих уморительных "шапок"? Когда-то Сергей Костырко и Наталья Иванова, Дмитрий Бак и Андрей Немзер воодушевленно смеялись над этим бредом. Но то чувство юмора теперь изменило, и уже к себе в роли раздатчиков "пыжиковых" и "кроличьих" шапок они относятся так серьезно, что даже величаются научным словом "эксперт".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Потребление больше не поддерживает российскую экономику

Потребление больше не поддерживает российскую экономику

Михаил Сергеев

Обрабатывающая промышленность стала единственным драйвером роста ВВП

0
1955
Жилье в России дорожает, но с замедлением

Жилье в России дорожает, но с замедлением

Ольга Соловьева

Застройщики ждут восстановления спроса на новостройки не раньше 2026 года

0
1104
Россияне торопятся заработать на вкладах

Россияне торопятся заработать на вкладах

Анастасия Башкатова

Средневзвешенная ставка быстрых депозитов превышает 20% годовых

0
1385
Глава ВТБ: SWIFT нужно "убить" и больше не работать с этой системой

Глава ВТБ: SWIFT нужно "убить" и больше не работать с этой системой

  

0
890

Другие новости