0
1116
Газета Политика Интернет-версия

08.12.2000 00:00:00

"Нельзя обиженных людей ставить у власти"

Тэги: башкирия, конституция


башкирия, конституция Константин Толкачев заверил, что

- ПОСЛЕ внесения поправок в Конституцию Башкирии ведется активная работа по корректировке республиканских законов. Какие вопросы наиболее болезненны для Башкирии? Над чем работа уже завершена?

- Госсобрание Башкортостана являлся одним из наиболее активных законотворцев - у нас более 500 законов и 16 кодексов. Ни в одном из субъектов Федерации нет такого количества нормативно-правовых актов, принятых с момента провозглашения Декларации о суверенитете. Это объясняется тем, что в нашей республике всегда были достаточно зрелыми идеи, касающиеся суверенитета. И не надо бояться слова "суверенитет", это - синоним слова "самостоятельность".

- Скажите, а как вы поняли слова председателя Конституционно суда Башкирии по поводу того, что республика поищет для своего суверенитета другое государство, если компромисс с Россией не будет найден?

- По его словам, журналисты неправильно поняли его на пресс-конференции. Это имело отношение не к республике, а к ситуации, сложившейся в отношении государственности Косово и проблеме определения его статуса. Башкортостан никуда и никогда из России уходить не собирался - даже в мыслях не было. Если завтра в республике мы проведем референдум, то 100% населения выскажется за необходимость строить отношения с Российской Федерацией.

- Очень долго Башкирия не соглашалась принимать новую Конституцию в соответствии с российским Основным законом. И вдруг все решилось буквально за 10 дней. Чем это было обусловлено?

- Над обновлением Конституции мы работали восемь месяцев после того, как в феврале этого года президент Башкортостана своим указом образовал специальную комиссию по согласованию федерального и республиканского законодательства. Нам пришлось столкнуться с очень серьезной проблемой: согласовывая республиканское законодательство с российскими законами, мы одновременно входили в противоречие с нашей Конституцией. Президент России адресовал Госсобранию письмо, в котором обосновал целесообразность изменения ряда положений Конституции Башкортостана. При этом он отметил, что в основу согласования законодательства должен быть положен двусторонний Российско-башкортостанский договор. Такой подход нас устроил. Но серьезная дискуссия шла вокруг каждого слова.

- По каким пунктам шла дискуссия?

- Прежде всего вокруг толкования суверенитета. Мы исходили из того, что Конституция - как российская, так и республиканская - провозглашает Башкортостан республикой, государством. А одним из признаков государства и является суверенитет. Кроме того, преимущества суверенитета уже дали о себе знать. Народ республики имеет возможность сравнить условия жизни и деятельности с условиями в соседних с нами областях, где в результате форсированных темпов приватизации, разгосударствления оказалась "на боку" практически вся экономика.

- Остался ли в Конституции республики пункт, разрешающий Башкирии предоставлять убежище иностранным гражданам?

- Да, статья 26 Конституции Башкортостана предусматривает предоставление права убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, согласно законодательству России и Башкортостана.

- Вы сказали, что президент Путин оценил эффективность Договора республики с Москвой по разграничению полномочий. В то же время Москва не признает договоры о разграничении полномочий как международные. Тогда на каком основании вы строите свою международную деятельность?

- Мы занимаемся тем, чем может заниматься каждый субъект Федерации, - экономическими и культурными отношениями, которые регулируются и согласовываются с соответствующими федеральными структурами. В условиях рыночных реформ договоры становятся универсальными правовыми документами, позволяющими обеспечить учет национальных особенностей и интересов. Это дает основания говорить о живучести идеи договоров. Кроме того, они могут разгрузить федеральный Центр от выполнения слишком широкого объема полномочий.

- Пошел ли аппарат полпреда Приволжского округа на компромиссы в каких-либо вопросах по согласованию законодательства? Полпред Сергей Кириенко заявил, что решения судов по вопросам приведения в соответствие республиканских законов, в чью бы пользу они ни были приняты, будут считаться окончательными...

- Я не вижу в этом компромисса. Мы считаем согласование законодательства федеральным обоюдным процессом. Однако пока не видим особого желания у федерального Центра корректировать свои законы. Ну а в целом с полпредом Кириенко и его командой у нас наладился постоянный конструктивный диалог.

- Считаете ли вы неизбежным изменение российской Конституции?

- Конституция - это тот документ, которым мало кто бывает доволен. Речь может идти об изменении не всей Конституции сразу, а отдельных ее положений, которые не выдержали проверки временем. Прежде всего - это отказ от сферы совместного ведения, определение конституционного статуса всех типов субъектов Российской Федерации, определение субординации нормативно-правовых актов. Если в ближайшее время мы не будем менять Конституцию, то я бы считал первоочередным делом принятие закона о реализации сферы совместного ведения.

- Какие вопросы из совместного ведения вы передали бы субъектам, а какие - Центру?

- Я бы все передал субъектам.

- Есть ли сторонники такой точки зрения в Кремле или администрация президента выдвигает свои предложения?

- Со стороны Кремля нет принципиальных возражений такому подходу, идет попросту замалчивание этой проблемы. Все сегодня настолько увлечены укреплением вертикали власти, что администрации, видимо, потребуется время, чтобы осмотреться и осознать тупиковость ситуации.

- Какие предложения Госсобрание Башкирии будет вносить на рассмотрение экспертной группы Госсовета, которая сейчас занимается разграничением полномочий?

- Я бы предложил вообще отказаться от сферы совместного ведения. Она уже достаточно всем навредила. Должна быть исключительная юрисдикция федерального Центра, субъектов Федерации и муниципий.

- Какие республиканские законы вы считаете более удачными, чем федеральные?

- Как один из инициаторов многих из них исходя из практики их применения, могу сказать, что наше законодательство во многом результативнее, чем федеральное. В первую очередь, это законы, которые касаются нашей социальной, экономической сферы, которые регулируют деятельность общественных организаций, политических партий, религиозных объединений.

- Есть ли закон, который ограничивает проявления экстремистских форм ислама?

- Есть указ президента. Крайние экстремистские проявления ислама не существуют в республике. У нас есть радикальные, ультрарадикальные религиозные и псевдорелигиозные секты, которые вовлекают малоимущих и обездоленных. У сект, на мой взгляд, нет реальных перспектив, однако с ними надо работать. К примеру, в городе Октябрьском сами верующие изгнали ваххабитские группы.

- Будет ли Госсобрание республики давать юридическое определение ваххабизму?

- На законодательном уровне пока не предусматривается. Сегодня руководители всех религиозных конфессий республики, включая и ислам, выступили с резким осуждением идей ваххабизма.

- Башкирия - многонациональная республика. Нуждается ли национальная политика в республике на нынешнем этапе в дополнительных законах?

- Думаю, что в 1998 году у нас появился очень удачный закон о языках. Он создает практически равные возможности для нормального развития и функционирования всех этносов. Ведь республика в некотором смысле уникальна - по полиэтничности мы уступаем только Дагестану. Нигде больше в России преподавание в школах не ведется на 14 языках, в вузах - на 6 языках. Вместе с тем в качестве государственных языков закон определяет русский и башкирский.

- Не встанет ли необходимость в ближайшее время вернуться к вопросу о государственных языках?

- Это очень деликатный вопрос. У нас значительную группу населения - около одной трети - составляют татары. В свое время и в Татарстане, и в нашей республике шли активные дискуссии о статусе татарского языка и корректировке закона. Много говорили об ущемлении прав татарского населения. Поскольку татарский язык принят в качестве государственного в Татарстане, мы считаем некорректным придавать ему такой же статус в Башкортостане.

- Как решается сейчас вопрос с выдачей паспортов после постановления Госсобрания, рекомендовавшего не выдавать паспорта на российских бланках?

- Мы исходили из того, что в основном документе, удостоверяющем личность, гражданину должна быть предоставлена возможность определять свою национальную принадлежность. Та форма документа, которая была принята Россией в 1997 году, нарушает это конституционное право. Поэтому Госсобрание в ноябре 1997 года рекомендовало правительству Башкортостана воздержаться от выдачи новых паспортов. 15 декабря у нас должна состояться встреча с представителями федеральных ведомств по этой проблеме. Сейчас в Госдуме обсуждается проект закона об основных документах, удостоверяющих личность граждан России, и мы надеемся, что этот вопрос найдет свое решение.

- Известна ситуация, когда по распоряжению президента Рахимова была прекращена трансляция передач ОРТ и РТР...

- Решение о приостановке трансляции авторских программ Сергея Доренко и Николая Сванидзе принималось президентом по рекомендации парламента. Тогда поступило очень много писем и пожеланий от общественных организаций и граждан с просьбой оградить их от безнравственного поведения дикторов этих телеканалов. Башкортостан - все-таки преимущественно республика с мусульманским населением, нравственные каноны которого, как и у других религий, отвергают содержание и форму передач Доренко и Сванидзе. Вообще центральные СМИ не всегда создают правильный образ Башкортостана. Я понимаю, что в журналистике критика - самый ходовой товар. Но она должна содержать правдивую информацию.

- Как, по-вашему, при каких условиях в федеральной реформе возможен успех?

- Основа должна быть экономическая. При экономическом подъеме перспективы у нашей федерации неплохие. Мы сейчас восстанавливаем единый народно-хозяйственный комплекс с учетом рыночных отношений. Более того, я скажу, что экономика заставляет интегрироваться и консолидироваться.

- Что может помочь интеграции - федеральные округа, полпреды или воля Центра?

- Думаю, что важно вовремя улавливать тенденции и управлять или сводить на нет субъективные факторы во власти. Достаточно вспомнить, как при Ельцине форсировался развал основных политических, правовых институтов, которые обеспечивают жизнестойкость, дееспособность и управляемость страной. Нельзя обиженных людей ставить у власти - начинает работать субъективный подход.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
550
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
304
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
322
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
292