0
610
Газета Политика Интернет-версия

15.04.2005 00:00:00

Не друзья и не враги

Виктор Кременюк

Об авторе: Виктор Александрович Кременюк - профессор, доктор исторических наук, заместитель директора Института США и Канады РАН.

Тэги: украина, наот, сотрудничество


Отношения в треугольнике Россия–Украина–НАТО могут радикально изменяться, если наши украинские соседи получат приглашение вступить в Североатлантический союз уже до конца текущего месяца. По словам Антанаса Валиониса – министра иностранных дел Литвы (которая сейчас председательствует в альянсе), на встрече министров иностранных дел НАТО, запланированной на 21 апреля, будет утвержден конкретный план действий по будущему присоединению Киева к союзу.

В этой связи встает вопрос: каково будущее российско-натовских отношений? Особенно в свете того, что они уже несколько раз брали старт, но до окончательной определенности так и не дошли. Они больше напоминают отношения супругов в гражданском браке: есть совместные интересы, живут вместе, но при этом каждый чувствует себя свободным. Нет обмена взаимными обязательствами.

Формула «не враги, но и не друзья», появившаяся на ранней стадии развития натовско-российских отношений, как ожидали, со временем уступит место иной: «друзья и союзники». Но совсем недавно министр обороны РФ Сергей Иванов вновь повторил слова «не друзья, но и не враги», подтвердив, что прогресс во взаимосвязях Атлантического блока с Россией если и есть, то совсем незначительный.

Конечно, какая-то совместная работа НАТО и России в рамках их совместного Совета ведется, и было бы неправильно не придавать этому значения. Но вопрос, который не может не интересовать общественность, состоит в ином: а для чего все это делается?

Россию не может не волновать проблема ее безопасности. Нужен четкий ответ на вопрос о том, как нам воспринимать НАТО: как возможный фронт большой войны в будущем или надежный тыл, если война вспыхнет где-нибудь на востоке? Или же союзник, если источником опасности станет мусульманский юг?

По всей видимости, период, когда у России не было заметной внешней угрозы, подходит к концу. Осложняется ситуация в СНГ, и особенно на юге. Неизвестно, где возникнет следующий после Киргизии плацдарм революционных преобразований. Непростая ситуация в Закавказье и в зоне Каспийского региона. Там возможны и всплески местной напряженности (Карабах), и формирование антироссийской нефтяной коалиции (Грузия, Азербайджан, Турция). Неспокойно в зоне Корейского полуострова, и вызывает опасение положение в Сибири и на Дальнем Востоке, где убывает российское население и растет число китайских иммигрантов.

Все это может означать лишь одно: наступает время, когда нынешнее спокойствие сменится напряженностью по периметру российских границ. И тогда обязательно встанет вопрос о союзниках и надежных партнерах.

Многих в России волнует вопрос: продолжать ли воспринимать НАТО как военный блок или же это новая организация безопасности, возникшая на основе Североатлантического альянса? Вопрос отнюдь не праздный: если НАТО все еще по сути представляет собой военный блок, то у России там больших перспектив нет. Сотрудничать можно, но речи не может идти о том, чтобы всерьез думать о какой-либо военно-политической интеграции.

Видимо, вопрос о каком-то более обстоятельном сближении России и НАТО мог бы решаться по-другому, если бы в России согласились с тем, что по мере своего расширения НАТО все более и более превращается в организацию по обеспечению безопасности и все менее напоминает военный блок периода холодной войны.

Расширение НАТО на восток, конечно же, не могло не повлиять на ее характер. Весьма заметными стали трансформация целей блока и трактовка угроз его безопасности: от риска нападения со стороны коммунистического блока в годы холодной войны до вызовов со стороны терроризма, этнических неурядиц, незаконного оборота наркотиков. Весьма впечатляюще выглядит и расширение зоны географической ответственности блока: теперь это – североатлантическая зона в самом широком варианте, не только почти вся Европа, в том числе Центральная и Восточная, но и Средиземноморье, Ближний Восток, Ирак, Афганистан.

Трудно оспорить тезис о том, что блок НАТО существенно видоизменился со времен холодной войны и приобрел черты общеевропейской (и не только) организации безопасности, и в каком-то смысле он начинает вытеснять ОБСЕ. Возникает весьма щекотливая ситуация, когда Россия, поддерживающая связи с блоком только в рамках Совета Россия–НАТО, рискует остаться где-то на периферии европейской безопасности, отделенная от Европы группировкой в составе Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы – ГУАМ.

Объективно получается, что Россия стоит перед важной дилеммой: отдать развитие событий в евроатлантической зоне на произвол судьбы и наблюдать, как НАТО будет готовить решение о приеме Грузии и Украины в свои ряды, или же расстаться с политикой выжидания и перейти к более активным формам взаимодействия с блоком, которые могут привести к серьезному размену обязательствами. Как конкретно – это уже вопрос для дипломатов и военных, которые могли бы предложить, где, как и насколько глубоко Россия могла бы дать себя вовлечь в натовские структуры, чтобы не сложилось впечатление, будто у нее попросту нет политики в этих вопросах.

Но нужно принципиальное решение о том, чего мы хотим в отношениях с НАТО. Если мы хотим союза (или почти – союза), то должна быть предложена соответствующая стратегия. Если мы не можем рассчитывать на союз, то нужна убедительная ориентация на иные способы обеспечения национальной безопасности.

Главное – не терять времени попусту, и не отдавать решение вопроса другим странам, и не думать, будто размеры и ресурсы России позволят ей отсидеться в стороне. В свое время, когда предпринимались активные попытки создать структуру европейской безопасности против нацистской Германии в 1934–1936 годах, Москва сочла возможным остаться в стороне. Что, между прочим, во многом содействовало провалу этого начинания. Сегодня, пока еще на горизонте не определилась равноценная угроза, надо упредить развитие событий ускорением темпов политики и синхронизацией усилий Москвы с теми в НАТО, кто видит в России важного и перспективного союзника.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1050
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2921
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1641
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2006

Другие новости