0
1594
Газета Политика Интернет-версия

19.07.2007 00:00:00

Третья партийная реформа

Михаил Виноградов

Об авторе: Михаил Виноградов - генеральный директор Центра политической конъюнктуры России.

Тэги: партии


Вердикт Конституционного суда, подтвердивший введение минимальной планки численности политических партий в 50 тысяч членов, окончательно оформил переход к малопартийной системе.

Идея «укрупнения» партий была выдвинута еще во время первого президентского срока Владимира Путина – практически одновременно с проектом укрупнения регионов. Однако первые попытки создать мощные политические партии завершились неудачей. Вместо этого полным ходом пошел процесс создания мелких провластных партий (партии Миронова, Райкова, Селезнева и т.п.).

Вторая – более успешная – попытка реализовать партийную реформу – произошла в 2004–2006 годах. Ее инструментами стали введение законодательных ограничений, призванных выдавить с политической арены малые партии, а также стимулирование к созданию крупных партий путем объединения нескольких средних (самый известный проект – «Справедливая Россия»). Но результаты реформы не привели к появлению в России сильных партий. Одной из причин этого была вызывавшая множество нареканий процедура самой реформы. Роспуск одних партий выглядел небесспорно и сопровождался скандалами. В то же время мало кому известные структуры вроде партии Сажи Умалатовой умудрялись сохранять прежний статус. Партиями остались и несколько фактически «законсервированных» организаций, самоустраняющихся от участия в избирательных кампаниях (например, Аграрная партия).

Решение Конституционного суда может стать импульсом к новому этапу партийной реформы – «укрупнению снизу». Задача набрать в свои ряды 50 тысяч членов непроста как из-за больших организационных издержек, так и вследствие существующего в обществе предубеждения к институту партий как таковых. Существовавший в советские времена стереотип о том, что «вторую партию нам не прокормить», усилился общим разочарованием в политике, а также опытом последних 15 лет, когда партии оказывались не способны всерьез влиять на работу исполнительной власти. В лучшем случае они существовали автономно от реального процесса принятия решений, а в худшем – занимались повышением капитализации собственного бренда. Не случайно такое раздражение вызывала идея парламентской республики (откуда бы она ни исходила) – ведь парламентские кризисы в странах СНГ и Восточной Европы вызывали и у рядовых граждан России, и у элит непонимание и ощущение «карнавальности».

В то же время отсутствие сильных партий не могло не ослаблять общеполитическую систему. Эффективность властной вертикали небезгранична, а ее возможности по выдвижению новых идей и концепций, аудиту работы региональных органов власти, налаживанию диалога с гражданами весьма скромны. Появление же сильных политических корпораций, опирающихся на широкую сеть партийных активистов, спонсорскую поддержку, фракции в региональных парламентах – это хороший способ стимулировать борьбу идей, проектов, программ, «теневых кабинетов», являющуюся неотъемлемым элементом конкурентной политики.

Цифру в 50 тысяч членов нельзя назвать недостижимой ни для коммунистов, ни для правых, ни для яблочников – их потенциальная база достаточно широка и дает достаточный запас прочности, не позволяющий Минюсту превращать проверку численности партии в «нулевой тур» выборов. Остаются и еще не заполненные ниши, вокруг которых возможно образование новых партий – поддержка малого и среднего бизнеса, защита интересов регионов, экология и т.п.). Вопрос в том, окажутся ли готовы к новой роли сами партии. В их пользу говорит объективно назревшая потребность в кадровом обновлении органов власти и предъявлении новых концептуальных подходов по модернизации экономики, социальной сферы, системы госуправления. Против этого – существующий в обществе скептицизм по поводу института партий и колоссальная инерция, характерная для любого партийного аппарата.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Платное образование не отменят, но отрегулируют

Платное образование не отменят, но отрегулируют

Наталья Савицкая

Госдума спешит принять закон о квотировании мест для тех, кто хочет учиться в вузах за свои деньги

0
418
Верный верблюд и фривольные песенки

Верный верблюд и фривольные песенки

Андрей Юрков

Исполнилось 165 лет со дня рождения Альфонса Доде

0
377
От Герцена до Кокто

От Герцена до Кокто

Александр Сенкевич

Интеллектуальный культурологический травелог Алисы Даншох о приметах и мифах Лазурного Берега

0
145
Последние гардемарины

Последние гардемарины

Виктор Леонидов

Кто-то дослужился до высоких чинов, кто-то сгинул в лагерях, а большинство осталось в эмиграции

0
296

Другие новости