0
1596
Газета Политика Интернет-версия

24.08.2009 00:00:00

Споткнулись о Конституцию

Тэги: мэр, губернатор, конституция


В Кремле, по данным «НГ», ломают голову над тем, как выполнить поручение президента о повышении сознательности муниципальных глав, прозвучавшее во время его недавнего визита в Зеленоград. Дмитрий Медведев распорядился создать перечень критериев оценки работы градоначальников и придумать действенный механизм контроля над ними. Воплотить задуманное оказалось сложнее, чем планировалось. Экспертам правового управления президента надо избежать противоречий с Конституцией.

Источник «НГ», близкий к администрации президента, рассказал, что губернаторский корпус оказывает постоянное давление на президента из-за конфликтов с мэрами. Не секрет, что чуть ли не в каждом субъекте Федерации региональные начальники не в ладах с мэрами областных и республиканских столиц.

Оно и понятно. Городские главы преимущественно избираются на всенародных выборах. А губернаторы уже более пяти лет назначаются президентом. Это обстоятельство автоматически повышает легитимность муниципальных начальников.

Дело еще в том, что во многих регионах население сосредоточено в областных центрах – на долю губернаторов приходится незначительная часть жителей глубинки. Губернаторам сложно влиять на мэров – ведь в Конституции муниципальная власть отделена от государства. Россия в свое время также стала участницей Европейской хартии местного самоуправления, гарантирующей статус и права муниципалитетов. «Тем не менее губернаторы постоянно жалуются президенту на мэров, просят усилить их власть над мэрами», – говорит собеседник «НГ».

Одна победа у губернаторов уже есть: в своем Послании Дмитрий Медведев предложил наделить местные парламенты правом удалять безответственных мэров от должности. Причем с предложением отправить народного избранника в отставку к городским законодателям теперь может обратиться глава региона. «Эта законодательная инициатива первоначально задумывалась как профилактическая мера, ее еще называли foolproof (в переводе с английского – защита от дураков). То есть защита от мэров, которые находятся в бегах, под следствием, месяцами не появляются на рабочем месте», – отметил в беседе с корреспондентом «НГ» источник, близкий к главному правовому управлению президента.

Однако практика пока показывает, что губернаторы посредством президентского закона в приоритетном порядке предпочитают расправляться именно с неугодными мэрами. Но в большинстве случаев они терпят неудачу – отстраненные мэры, как правило, опротестовывают в судах решения горсоветов об их удалении с поста. Так произошло в Челябинской области. Местные законодатели в июне безуспешно пытались отправить мэра Озерска Сергея Чернышева в отставку. Однако главе города удалось опротестовать решение горсовета в суде. Он доказал, что не подпадает под действие нового закона. Намерен опротестовать в суде свою отставку, инициированную главой Пермского края Олегом Чиркуновым, и экс-мэр Чайковского Юрий Востриков. Депутаты местного Заксобрания отстранили его от должности в конце июля.

В обновленном законодательстве для удаления муниципальных глав есть только три основания: действие или бездействие мэра как причина появления задолженности по долговым или бюджетным обязательствам, неудовлетворительная оценка его деятельности в течение двух лет и невыполнение должностных обязательств в течение трех месяцев. В середине июля президент дал своей администрации поручение расшифровать второе основание – неудовлетворительную оценку деятельности мэров в течение двух лет. Он предложил разработать критерии оценки работы муниципальных глав по аналогии с теми, которые два года назад были придуманы для губернаторов.

По информации «НГ», в кремлевской администрации пока не решили: нужно ли прописать перечень критериев в 131-м федеральном законе о местном самоуправлении или сформулировать этот список как самостоятельную единицу? Ведь критерии оценки деятельности губернаторов не прописаны ни в одном законе. «Самая большая проблема – кто будет оценивать работу мэров? Ни региональные, ни государственные органы власти этого делать не смогут, так как по Конституции муниципальная власть отделена от государственной и наделена самостоятельностью. И тут важно не наступить на эту самую муниципальную самостоятельность», – рассуждает другой собеседник «НГ», близкий к администрации президента.

По данным «НГ», обсуждается возможность привлечь к этому процессу полпредства. Представители главы государства недавно лишились одной из своих основных функций: подбора кандидатов на губернаторские посты, и теперь вполне могли бы заняться наблюдением за муниципальными начальниками. Во всяком случае, в тех регионах, где намечается тенденция к удалению того или иного мэра, к этому процессу уже проявляют повышенный интерес главные федеральные инспекторы. Впрочем, и тут полпредам помешает Основной закон, так как они, подобно губернаторам, не имеют права вмешиваться в муниципальную жизнь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
661
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
818
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
647
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
760

Другие новости