0
1786
Газета Политика Интернет-версия

20.04.2010 00:00:00

Отложенный противоракетный кризис

Владимир Дворкин

Об авторе: Владимир Зиновьевич Дворкин - генерал-майор в отставке, главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, доктор технических наук.

Тэги: снв, договор, сша, россия, ядерное оружие, яо


снв, договор, сша, россия, ядерное оружие, яо Как соединить американскую SM-3 с российскими системами ПРО – большой вопрос.
Фото с сайта www.mda.mil

Подписанный Россией и США новый Договор по СНВ следует считать выдающимся успехом не столько в сокращении вооружений, сколько в продемонстрированном впервые поразительном единстве в создании иллюзии реального сокращения СНВ за счет резкого изменения правил засчета боезарядов и носителей, принятых в Договоре СНВ-1. Так, например, если по устоявшимся правилам каждая крылатая ракета (КРВБ) тяжелого бомбардировщика (ТБ) засчитывалась как один боезаряд, то теперь все КРВБ на нем засчитываются за один боезаряд. Если американский ТБ типа Б-52 способен реально нести 20 КРВБ, то теперь они сойдут за один боезаряд. Сейчас в США развернуты минимум 56 ТБ Б-52 с 1120 боезарядами и 16 ТБ типа Б-2А, но за ними будут числиться 72 боезаряда. Похожая ситуация и у нас: в боевом составе 77 ТБ, на которых реально более 850 боезарядов, а будет считаться, что их всего 77.

Вместе с тем необходимо признать, что, несмотря на такую арифметическую эквилибристику, за ней стоят вполне разумные прагматические соображения, имеющие оперативно-стратегические и экономические основания. То обстоятельство, что стороны согласились как бы понизить роль («вес») ТБ, имеет достаточно понятные основания. Роль ТБ в стратегических операциях ядерной триады при обмене массированными ядерными ударами, которые рассматривались как основная форма подобных операций в период холодной войны, всегда считалась не вполне определенной до, в процессе и после массированных ударов МБР и БРПЛ.

Оправданно и то, что, например, теперь для вывода из числа развернутых подводных ракетоносцев нет необходимости не только «выдергивать» из них пусковые трубы, но и полностью вырезать ракетные отсеки, что было определено условиями Договора СНВ-1.

Количество видов инспекций по сравнению с Договором СНВ-1 (15 видов) можно было бы сократить не до 10 по новому Договору, а до 5–6 без ущерба для транспарентности. Но, по-видимому, американцы настояли на этом главным образом с целью облегчения процесса ратификации Договора в Сенате США.

Возможно, что позиция администрации президента Обамы по дальнейшим сокращениям СНВ и переговорам по этой проблеме с Россией соответствует тому, что изложено в опубликованной 11 апреля статье Д.Шульца и У.Перри. Среди прочего там идет речь о том, что прежде, чем договариваться с Россией о новых сокращениях стратегических вооружений, необходимо решить задачу объединения усилий в сфере ПРО в формате США–Россия–НАТО. В статье также предлагается параллельно вести консультации по ТЯО и обычным вооружениям в Европе, по проблемам Ирана и Северной Кореи, но на первом месте – ПРО.

Отступивший кризис между Россией и США по отношению к ПРО в Европе после решения администрации президента Обамы по новой архитектуре ПРО вполне может вернуться в еще более острой форме после приобретения морской системой с противоракетами типа «Стандарт-3» и их наземными аналогами стратегического потенциала к 2020 году. Предотвратить этот кризис способно прежде всего тесное сотрудничество России и США в развертывании и управлении совместной ПРО. То, что разделение зон ответственности не представляет значительных организационно-технических и программных трудностей, подтверждается серией проведенных ранее компьютерных учений по отражению ударов ракет ПРО ТВД российскими, американскими, а затем и европейскими специалистами поочередно в Москве и в Колорадо-Спрингс.

Принятые руководством России и США решения о сотрудничестве в сфере ПРО пока что выполняются только при оценке и согласовании вероятных ракетных угроз. Можно уверенно предсказать, что процесс подобного согласования будет продолжаться достаточно долго, а российский потенциал сотрудничества постепенно снижается. Если ранее у нас еще были опережающие разработки, например, по высокоскоростным противоракетам, то со временем мы практически многое теряем как следствие успехов последних американских разработок.

В России высокие гражданские и военные чиновники традиционно препятствуют углублению сотрудничества по ПРО из-за устойчивого недоверия и опасения утраты чувствительных технологий. Однако наше технологическое отставание оставляет мало шансов для подобной утраты, а сотрудничество, наоборот, дает возможность приобретения новых знаний и технологий.

Остается вполне реальная возможность сотрудничества в области информационных систем, которое еще может быть взаимно полезным. Так, например, объединение систем предупреждения о ракетном нападении повышает эффективность слежения за пусками ракет на 30–70%. Дальнейшее наращивание возможностей российской системы предупреждения за счет новых радаров на основе станций высокой заводской готовности еще больше увеличит эффективность как отечественных, так и совместных систем мониторинга пусков ракет в глобальном масштабе. Необходимо подчеркнуть, что существующие и перспективные российские радары, расположенные на юге, обладают уникальными возможностями контроля ракетоопасных районов в наиболее нестабильных юго-восточных, южных и юго-западных регионах.

Еще более глубокое сотрудничество может быть реализовано при развертывании низкоорбитальной космической информационной системы глобальной ПРО, космические аппараты которой могут быть выведены на орбиты с требуемой высотой и наклонением конверсионными «тяжелыми» ракетами по российско-украинскому проекту «Днепр».

Таким образом, если с дальнейшими сокращениями СНВ пока что спешить не надо, то к полномасштабному сотрудничеству по ПРО следовало бы приступить без промедления.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


ЕС нацелится на болевые точки России

ЕС нацелится на болевые точки России

Юрий Паниев

Каких отраслей может коснуться 20-й пакет санкций

0
1435
Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Дарья Гармоненко

Расклад партий по уровню критики в адрес власти расходится с социологическими рейтингами

0
1103
Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Анастасия Башкатова

Эльвира Набиуллина получила очередной карт-бланш от президента и ответила на вопрос о сбоях денежно-кредитной политики

0
1706
Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Иван Родин

Власти корректировали этот закон 53 раза и по разным поводам

0
884