0
2190
Газета Политика Интернет-версия

03.12.2012 00:00:00

Новый этап в отношениях Вашингтона и Москвы

Стив Пайфер

Об авторе: Стив Пайфер - в прошлом дипломат, а ныне руководитель Инициативы по контролю над вооружениями в Институте Брукингса и соавтор книги "Возможность: следующие шаги по сокращению ядерного оружия".

Тэги: вооружения, сша, россия


В последний год отношения между Россией и США словно приостановились в ожидании завершения президентских выборов в обеих странах. Теперь же, когда Барак Обама победил и пойдет на второй четырехлетний срок вслед за переизбранием Владимира Путина весной этого года, каковы будут отношения между США и Россией?

Перезагрузка, запущенная администрацией Обамы в 2009 году, прошла успешно. В 2008-м отношения между США и Россией достигли своей низшей точки с 1991 года. На повестке дня стояли только проблемные вопросы, и стороны расходились часто очень резко по таким вопросам, как контроль над стратегическими вооружениями, противоракетная оборона в Европе, расширение НАТО, Грузия, Иран и поправка Джексона–Вэника. За последние же четыре года Вашингтон и Москва заключили новый договор о сокращении стратегических вооружений, углубили сотрудничество по Афганистану, договорились об усилении давления на Иран, включая эмбарго на поставку оружия, и работали вместе над вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Перезагрузка не решила всех спорных вопросов. Позиции сторон очень сильно расходятся, например, по Сирии и демократии. Стороны продолжают расходиться по вопросу о противоракетной обороне, хотя и в менее резких выражениях. Но по любой объективной мерке американо-российские отношения сегодня стали гораздо лучше, чем были в 2008 году. Такова и была цель перезагрузки.

В первые месяцы пребывания Обамы у власти американские чиновники в частных беседах говорили, что президент будет стремиться к улучшению отношений с Москвой и примет во внимание некоторые вопросы, беспокоящие Россию, в надежде заручиться поддержкой России по ключевым проблемам, таким как Иран. В отношениях произошел конструктивный поворот после встречи Обамы с Дмитрием Медведевым в апреле 2009 года и его визита в Москву в июле того же года. Обама увидел положительные результаты и лично принимал участие в развитии американо-российских отношений в течение своего первого срока, и Медведев поступал так же.

Теперь американо-российские отношения вступают в новую фазу. Проблемы, которые предстоит решать, сложнее отчасти потому, что относительно более легкие вопросы уже решены. На место Медведева в качестве главного собеседника Обамы с российской стороны пришел Путин. Высказываются предположения, что, когда Обама будет иметь дело с Путиным, будет больше разногласий и препирательств, чем с Медведевым. Возможно, Обама и Медведев явно нравились друг другу, а взаимная симпатия помогает в дипломатии. Но национальные интересы превыше всего, и не следует переоценивать личные взаимоотношения. Путин и Джордж Буш хорошо ладили друг с другом, но это не предотвратило неуклонного спада в американо-российских отношениях с 2003 по 2008 год и взаимных обвинений сторон.

Что может стать импульсом к дальнейшему улучшению американо-российских отношений? Я бы предложил сторонам обратиться к вопросу о контроле над ядерным оружием, который подтолкнул развитие двусторонних отношений в 2009 году. Это направление содержит важные возможности для дальнейшего прогресса в развитии отношений между США и Россией. Договор СНВ-3 явился продуктивным шагом, но по нему в арсенале у каждой стороны по-прежнему остается не менее 5 тыс. единиц ядерных вооружений. Через 20 лет после окончания холодной войны такой уровень противоречит здравому смыслу. Возможны значительные дальнейшие сокращения: США и Россия могли бы сократить свои ядерные арсеналы вдвое, и все равно у каждой стороны осталось бы в десять раз больше единиц ядерного оружия, чем у любой третьей страны. Что касается противоракетной обороны, если бы стороны смогли обеспечить требуемые Москвой юридические гарантии и если бы Вашингтон обеспечил большую прозрачность и гибкость своих планов, НАТО и Россия могли бы договориться по совместной противоракетной обороне. Нашим странам также следует консультироваться друг с другом по вопросу о расширении процедуры контроля над ядерными вооружениями с включением в нее третьих стран. Такова могла бы быть президентская повестка дня.

Такая повестка обеспечила бы постоянное личное заинтересованное участие Обамы в развитии отношений с Россией. Не следует принимать это за нечто само собой разумеющееся. Готовясь ко второму сроку, Обама, естественно, начнет задумываться о своем наследии, о том, что о нем скажет история через 50 лет.

Во всех органах власти США составляются программные документы с рекомендациями в отношении того, какими внешнеполитическими вопросами следует заняться администрации Обамы в предстоящие четыре года. Несомненно, предложений будет больше, чем президент сможет осуществить за свой второй срок. Судя по всему, Обама хотел бы, чтобы его президентство стало трансформационным в области ядерных вооружений и их сокращения. Это дает возможность заручиться вниманием Обамы к американо-российской повестке дня при условии готовности российской стороны к совместным действиям. Если Москва проявит к этому мало интереса, трудно будет найти какие-либо другие «большие» вопросы американо-российских отношений, которые могли бы заинтересовать его. Я предполагаю, что тогда внимание Обамы будет обращено в какую-то иную сторону.

Это было бы печально для дела контроля над вооружениями и американо-российских отношений. Будет ли это концом света? Нет. Вашингтон и Москва продолжат взаимодействовать по ряду проблем. Но Россия будет значительно меньше значить для повестки дня Обамы. Сомнительно, что уровень участия президентов в течение последних четырех лет останется прежним. И с российской, и с американской стороны кто-то может приветствовать это. Но американо-российским отношениям явно на пользу, когда лидеры обеих стран проявляют личную заинтересованность. Сотрудничество в области контроля над вооружениями может повысить безопасность США и России. Оно так же, как это было в прошлом, может придать положительный импульс более широкому кругу взаимоотношений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ технологически отстает от собственного электората

КПРФ технологически отстает от собственного электората

Дарья Гармоненко

Коммунисты отказываются признавать электронное голосование новой реальностью

0
725
Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Екатерина Трифонова

Защита гарантирована Конституцией, но ограничивается возможностями госаппарата

0
871
Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

0
494
Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

0
392

Другие новости