0
7683
Газета Политика Интернет-версия

23.05.2014 01:30:00

Виртуальных сепаратистов предлагают сажать

Тэги: интернет, совет федерации, закон, ограничения


интернет, совет федерации, закон, ограничения

В Госдуму внесен законопроект, ужесточающий ответственность за так называемую пропаганду сепаратизма. Автор документа сенатор Андрей Клишас предлагает увеличить сроки уголовного наказания для нарушителей и распространить действие закона не только на СМИ, но и на весь Интернет. Тем временем в правительстве решается вопрос о создании новой должности – интернет-омбудсмена. Эксперты настаивают на бессмысленности такой затеи. А в Госдуме не отрицают, что среди претендентов на должность – единоросс Сергей Железняк.

Сенатор Андрей Клишас предлагает переписать статью 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ». В пояснительной записке к документу он указывает, что «территориальная целостность России является одним из важнейших объектов уголовно-правового регулирования».

В первом пункте статьи усиливается мера наказания – три года заключения превращаются в четыре, сопровождаясь лишением права занимать определенные должности. Во втором, предусматривающем наказание до пяти лет лишения свободы, расширяется состав преступления: если раньше под санкции попадали высказывания, опубликованные в СМИ, то теперь это может распространиться на любые публикации в Интернете.

«Чиновники планируют ограничивать права блогеров и пользователей еще по одному критерию», – говорит медиаэксперт и блогер Олег Козырев. Он подчеркивает, что под понятие сепаратизма в Сети могут попасть здравые вещи: «Тема выборов, высказанное желание автономии или одобрение идеи предоставления больших полномочий регионам». Между тем Козырев отметил в разговоре с «НГ», что нынешняя кампания властей по «закручиванию гаек в интернет-пространстве не срабатывает, поэтому каждый раз приходится придумывать новые ужесточения».
Отметим, что закон об уголовной ответственности за призывы к нарушению территориальной целостности вступил в силу 9 мая, однако ни одного уголовного дела по этой статье возбуждено не было. Собеседник «НГ» объясняет это так: «Репрессивные возможности властей сегодня ограничены, потому что люди, несмотря на угрозы лишения свободы, продолжают высказываться. Всех не пересажать – тюрьмы в стране и так заполненные».

Он удивляется: «Если интернет-сообщество, СМИ не напугали тремя годами заключения, то почему в Совете Федерации решили, что, увеличив этот срок до четырех, сенаторы изменят настрой?»

В аппарате правительства сегодня решается вопрос о создании новой общественной должности – интернет-омбудсмена. Предполагается, что на фоне борьбы между властью и пользователями за интернет-пространство он будет регулировать конфликты и споры. Однако эксперты «НГ» раскритиковали идею.

Они утверждают, что появление дополнительного омбудсмена на практике мало что может решить. «Интернет громят по всем фронтам: государство его уничтожает, сначала блокирует, затем вводит законы, ограничивающие IP-индустрию. И вот теперь дают человека, который призван восстановить уничтоженное», – говорит Козырев. Он назвал новую должность «видимостью» и «муляжом»: «На этот пост никогда не назначат представителя оппозиции – единственного человека, который может сказать депутатам и чиновникам «нет». По мнению собеседника «НГ», интернет-омбудсменом назначат либо депутата Владимира Бурматова, либо его коллегу члена комитета Госдумы по информационной политике, заместителя секретаря Генсовета «Единой России» Сергея Железняка: «То есть тех, кто и привел Интернет в такое состояние своими якобы полезными инициативами. Назначат одного из тех, кто душил Сеть».

В Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) отказались от комментариев по этому поводу. Между тем источник «НГ» в Госдуме отметил: «Говорить на эту тему пока рано. Думаем, будет несколько кандидатур, в их числе и депутат Железняк. Но пока это еще только обсуждается».

Столичный бизнес-омбудсмен Михаил Вышегородцев выразил недоумение появлением нового омбудсмена: «Нужно помнить, что Интернет – не средство массовой информации, а средство массовой коммуникации. Она ведется очень активно и прогрессивно, и регулировать этот процесс – довольно ответственная задача. Я сомневаюсь, что это вообще стоит делать».

В стране к тому же уже существуют институты, которые периодически вступают в диалог с властью по вопросам Интернета. Одна из крупнейших среди них – Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК). На ее площадках постоянно ведутся обсуждения последних инициатив депутатов, связанных с интернет-полем. Другой вопрос, приносит ли это результат. По словам координатора Национального узла интернет-безопасности в России Урвана Парфентьева, все разговоры экспертов с чиновниками, как правило, сводятся к цитате из басни Крылова – «А Васька слушает, да ест»: «Все корневые вещи в результате остаются неизменными. Роль омбудсмена – вести диалог между государством и гражданским обществом. Но для этого есть блогеры, разработчики программных обеспечений и приложений, сотовые операторы, с ними нужно разговаривать, и их союзы должны представлять интересы интернет-индустрии». Эксперт добавляет: «Если, сегодня игнорируют их, разве будут слушать омбудсмена из этой же среды?»

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
583
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
522
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
480
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
530

Другие новости