0
6520
Газета Политика Печатная версия

24.06.2021 20:40:00

Адвокаты уступят часть дел только чат-ботам

Бесплатная юридическая помощь искусственного интеллекта обойдется бюджету дешевле услуг госбюро

Тэги: цифровизация, минюст, бюп, бесплатная юридическая помощь, искусственный интеллект, госбюро


цифровизация, минюст, бюп, бесплатная юридическая помощь, искусственный интеллект, госбюро Роботы-консультанты уже встречают граждан в различных госучреждениях. Фото агентства «Москва»

Минюст продолжает настаивать на создании государственных бюро для бесплатной юридической помощи (БЮП) малоимущим. В адвокатском сообществе, скептически оценившем эту инициативу, выдвинули альтернативу – оказывать консультации с помощью искусственного интеллекта (ИИ). На наиболее массовые и несложные обращения граждане смогут получать ответы, например, от специального чат-бота или в каком-то ином интернет-формате. Таким образом, государство потратит меньше бюджетных денег, а адвокаты сохранят свои, потому что на более сложные вопросы людей отвечать будут уже специалисты.

В Общественной палате уже прошел круглый стол «Роль искусственного интеллекта и цифровых инструментов в оказании бесплатной правовой помощи гражданам».

Идею организовать сеть госбюро в Общественной палате назвали «попыткой воссоздать кавалерию в XXI веке».

Прозвучали заявления, что деньги, которые власти планируют выделить на этот довольно сомнительный проект, эффективнее использовать для создания цифровой платформы. И вместо анахронизмов в лице консультантов по оказанию БЮП предоставить гражданам современную услугу – онлайн-ресурс с использованием ИИ.

«Идея возложить на государство непосредственное исполнение льготных услуг – не самая лучшая. Это скорее возвращает нас в какой-то «каменный век», а не продвигает вперед», – сказала «НГ» член Совета Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Татьяна Проценко. Она напомнила, что вообще-то государство может обеспечивать льготу не только через ее непосредственное предоставление, но и путем субсидирования тех участников экономической деятельности, которые и сейчас подобные услуги оказывают. «Для предоставления льготы на бесплатный проезд в общественном транспорте государство не создает собственную транспортную компанию и не запускает бесплатные автобусы для перевозки льготных пассажиров, а субсидирует эти расходы уже существующим перевозчикам», – провела аналогию Проценко. А современные технологии позволяют упростить организацию такой системы и сократить на нее расходы.

Как рассказала «НГ» адвокат, анализ показывает, что около 90% обращений за БЮП однотипны и довольно просты в реализации. Так что следует сформулировать порядка 30 стандартных вопросов и разработать алгоритмы ответов на них, «обучить которым ИИ не представляет собой сложности». Тем более что роботами-автоответчиками, чат-ботами и прочими видами ИИ уже пользуются в различных сферах услуг. При этом разработка и обучение новой нейросети экономят бюджетные деньги, которых на организацию физических бюро необходимо существенно больше, учитывая все затраты на помещения, связь, транспорт, административные расходы и т.д.

И одновременно, считает Проценко, БЮП в цифровом виде окажется более качественной: «Заложенные в ИИ тщательно выверенные ответы на стандартные вопросы и алгоритмы разрешения стандартных ситуаций исключают ошибки исполнителей и зависимость от квалификации отвечающего юриста. К тому же оказание помощи по сложным, судебным делам, требующим высокой квалификации юристов, будут осуществлять адвокаты, квалификация которых государством уже подтверждена». В целом, как стало известно «НГ», речь идет о создании альтернативной системы из трех уровней. Ответы на типовые вопросы граждан дает компьютерный алгоритм, чат-бот справится с решением 70–80% проблем – алиментными обязательствами, соцуслугами, ЖКХ и потребительским кредитованием. Второй уровень – предусмотрены краткие консультации с юристами, которые смогут помочь с оформлением необходимых запросов, заявлений, обращений. «Практика показывает, что большинство проблем разрешается во внесудебном порядке путем правильного составления тех или иных документов или направления жалоб», – отметила Проценко. И третий уровень – это уже личное взаимодействие адвоката с гражданами по особо сложным, в основном судебным, делам.

Кстати, в ближайшее время должна заработать цифровая платформа для поиска адвокатов, с помощью которой любой гражданин сможет найти себе защитника. Правовая поддержка предусматривается платной, но в адвокатуре уже предлагают доработать платформу таким образом, чтобы там появился специальный блок, позволяющий льготникам получить помощь адвоката бесплатно, а его затраты компенсирует государство.

По словам члена Совета ФПА Елены Авакян, на сегодняшний день право на получение БЮП есть примерно у 30 млн граждан. Наиболее простой и действенный способ оказания такой помощи – это появление спецсервиса с элементами ИИ на портале «Госуслуги». Авакян при этом отмечает, что «часто звучащий аргумент о наличии в России существенного цифрового неравенства не выдерживает никакой критики». Например, на «Госуслугах» зарегистрировано более 100 млн уникальных аккаунтов, большая часть которых активна. В период пандемии даже самые далекие от цифровых технологий граждане справились с подачей заявлений на различные соцвыплаты. «То есть при наличии позитивной мотивации цифровизационный порог легко преодолевается», – подчеркнула адвокат. Она полагает, что курировать такой проект должен Минюст.

«Бесспорно, цифровизация прочно вошла во все сферы нашей жизни. Система БЮП нуждается в создании новой, современной онлайн-платформы, которая облегчит доступ к ней гражданам, сделает процедуры более мобильными», – отметила адвокат, председатель АА МГКА «Власова и партнеры» Ольга Власова. Что касается круглого стола, то на нем эксперты говорили и о том, что «система БЮП требует изменений – расширения как сферы ее применения, так и перечня категорий граждан, имеющих на нее право». Также необходимо упростить доступ лиц, оказывающих БЮП, в том числе и в первую очередь адвокатов, к госсистемам, содержащим сведения о гражданах – получателях БЮП. «И самая, на мой взгляд, интересная мысль, высказанная участниками встречи: именно анализ обращений граждан на портал с запросами на оказание правовой помощи поможет выявить наиболее проблемные участки уже в работе самой системы оказания госуслуг», – подчеркнула Власова. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Партийные проекты прорастают по весне

Партийные проекты прорастают по весне

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Власти могут допустить небольшую оттепель, но не разморозку политсистемы

0
1693
Цифровая свобода и цифровое рабство: взгляд конституционалиста

Цифровая свобода и цифровое рабство: взгляд конституционалиста

Александр Постников

Необходимо преодоление новой формы беззащитности человека

0
4325
Сбер вручит миллион рублей за лучшую статью об искусственном интеллекте

Сбер вручит миллион рублей за лучшую статью об искусственном интеллекте

Владимир Полканов

Награждение победителей конкурса пройдет на конференции AI Journey 2024

0
1563
V церемония вручения призов в области веб-контента: искусственный интеллект плюс

V церемония вручения призов в области веб-контента: искусственный интеллект плюс

Вера Цветкова

Лауреаты  премии  определялись по итогам голосования ведущих представителей онлайн-кинотеатров, тв-каналов и медиаресурсов

0
1397

Другие новости