0
6492
Газета Политика Печатная версия

24.06.2021 20:40:00

Адвокаты уступят часть дел только чат-ботам

Бесплатная юридическая помощь искусственного интеллекта обойдется бюджету дешевле услуг госбюро

Тэги: цифровизация, минюст, бюп, бесплатная юридическая помощь, искусственный интеллект, госбюро


цифровизация, минюст, бюп, бесплатная юридическая помощь, искусственный интеллект, госбюро Роботы-консультанты уже встречают граждан в различных госучреждениях. Фото агентства «Москва»

Минюст продолжает настаивать на создании государственных бюро для бесплатной юридической помощи (БЮП) малоимущим. В адвокатском сообществе, скептически оценившем эту инициативу, выдвинули альтернативу – оказывать консультации с помощью искусственного интеллекта (ИИ). На наиболее массовые и несложные обращения граждане смогут получать ответы, например, от специального чат-бота или в каком-то ином интернет-формате. Таким образом, государство потратит меньше бюджетных денег, а адвокаты сохранят свои, потому что на более сложные вопросы людей отвечать будут уже специалисты.

В Общественной палате уже прошел круглый стол «Роль искусственного интеллекта и цифровых инструментов в оказании бесплатной правовой помощи гражданам».

Идею организовать сеть госбюро в Общественной палате назвали «попыткой воссоздать кавалерию в XXI веке».

Прозвучали заявления, что деньги, которые власти планируют выделить на этот довольно сомнительный проект, эффективнее использовать для создания цифровой платформы. И вместо анахронизмов в лице консультантов по оказанию БЮП предоставить гражданам современную услугу – онлайн-ресурс с использованием ИИ.

«Идея возложить на государство непосредственное исполнение льготных услуг – не самая лучшая. Это скорее возвращает нас в какой-то «каменный век», а не продвигает вперед», – сказала «НГ» член Совета Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Татьяна Проценко. Она напомнила, что вообще-то государство может обеспечивать льготу не только через ее непосредственное предоставление, но и путем субсидирования тех участников экономической деятельности, которые и сейчас подобные услуги оказывают. «Для предоставления льготы на бесплатный проезд в общественном транспорте государство не создает собственную транспортную компанию и не запускает бесплатные автобусы для перевозки льготных пассажиров, а субсидирует эти расходы уже существующим перевозчикам», – провела аналогию Проценко. А современные технологии позволяют упростить организацию такой системы и сократить на нее расходы.

Как рассказала «НГ» адвокат, анализ показывает, что около 90% обращений за БЮП однотипны и довольно просты в реализации. Так что следует сформулировать порядка 30 стандартных вопросов и разработать алгоритмы ответов на них, «обучить которым ИИ не представляет собой сложности». Тем более что роботами-автоответчиками, чат-ботами и прочими видами ИИ уже пользуются в различных сферах услуг. При этом разработка и обучение новой нейросети экономят бюджетные деньги, которых на организацию физических бюро необходимо существенно больше, учитывая все затраты на помещения, связь, транспорт, административные расходы и т.д.

И одновременно, считает Проценко, БЮП в цифровом виде окажется более качественной: «Заложенные в ИИ тщательно выверенные ответы на стандартные вопросы и алгоритмы разрешения стандартных ситуаций исключают ошибки исполнителей и зависимость от квалификации отвечающего юриста. К тому же оказание помощи по сложным, судебным делам, требующим высокой квалификации юристов, будут осуществлять адвокаты, квалификация которых государством уже подтверждена». В целом, как стало известно «НГ», речь идет о создании альтернативной системы из трех уровней. Ответы на типовые вопросы граждан дает компьютерный алгоритм, чат-бот справится с решением 70–80% проблем – алиментными обязательствами, соцуслугами, ЖКХ и потребительским кредитованием. Второй уровень – предусмотрены краткие консультации с юристами, которые смогут помочь с оформлением необходимых запросов, заявлений, обращений. «Практика показывает, что большинство проблем разрешается во внесудебном порядке путем правильного составления тех или иных документов или направления жалоб», – отметила Проценко. И третий уровень – это уже личное взаимодействие адвоката с гражданами по особо сложным, в основном судебным, делам.

Кстати, в ближайшее время должна заработать цифровая платформа для поиска адвокатов, с помощью которой любой гражданин сможет найти себе защитника. Правовая поддержка предусматривается платной, но в адвокатуре уже предлагают доработать платформу таким образом, чтобы там появился специальный блок, позволяющий льготникам получить помощь адвоката бесплатно, а его затраты компенсирует государство.

По словам члена Совета ФПА Елены Авакян, на сегодняшний день право на получение БЮП есть примерно у 30 млн граждан. Наиболее простой и действенный способ оказания такой помощи – это появление спецсервиса с элементами ИИ на портале «Госуслуги». Авакян при этом отмечает, что «часто звучащий аргумент о наличии в России существенного цифрового неравенства не выдерживает никакой критики». Например, на «Госуслугах» зарегистрировано более 100 млн уникальных аккаунтов, большая часть которых активна. В период пандемии даже самые далекие от цифровых технологий граждане справились с подачей заявлений на различные соцвыплаты. «То есть при наличии позитивной мотивации цифровизационный порог легко преодолевается», – подчеркнула адвокат. Она полагает, что курировать такой проект должен Минюст.

«Бесспорно, цифровизация прочно вошла во все сферы нашей жизни. Система БЮП нуждается в создании новой, современной онлайн-платформы, которая облегчит доступ к ней гражданам, сделает процедуры более мобильными», – отметила адвокат, председатель АА МГКА «Власова и партнеры» Ольга Власова. Что касается круглого стола, то на нем эксперты говорили и о том, что «система БЮП требует изменений – расширения как сферы ее применения, так и перечня категорий граждан, имеющих на нее право». Также необходимо упростить доступ лиц, оказывающих БЮП, в том числе и в первую очередь адвокатов, к госсистемам, содержащим сведения о гражданах – получателях БЮП. «И самая, на мой взгляд, интересная мысль, высказанная участниками встречи: именно анализ обращений граждан на портал с запросами на оказание правовой помощи поможет выявить наиболее проблемные участки уже в работе самой системы оказания госуслуг», – подчеркнула Власова. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Макрон готов обсуждать с Путиным возможности деэскалации в Украине...

Макрон готов обсуждать с Путиным возможности деэскалации в Украине...

Юрий Паниев

Европарламент первым в мире одобрил закон об искусственном интеллекте

0
1070
"Московская электронная школа" покоряет регионы

"Московская электронная школа" покоряет регионы

Галина Грачева

К столичной платформе образовательного контента ежедневно обращаются более 4,5 миллиона раз, рассказал Сергей Собянин Владимиру Путину

0
4808
Москва стала пилотным регионом при выполнении поручений президента России

Москва стала пилотным регионом при выполнении поручений президента России

Татьяна Астафьева

Проекты, которые только начнут выполняться в регионах, в столице уже реализуются

0
3524
Мошенники подстерегают россиян даже на курсах по финансовой грамотности

Мошенники подстерегают россиян даже на курсах по финансовой грамотности

Анастасия Башкатова

Задачу сохранности накоплений возложили на самих граждан

0
4183

Другие новости