0
5973
Газета Политика Интернет-версия

18.03.2022 10:30:00

«Бирюзовые» и «темно-зеленые»: политологи рассказали о деятельности экологических групп на Юге России

Тэги: WWF, Greenpeace, экология, экологи, промышленность, экономика, экологические активисты


WWF, Greenpeace, экология, экологи, промышленность, экономика, экологические активисты Фото freepik.com

На недавней презентации книги «Боевая экология» в Ростове-на-Дону один из ее авторов – Дарья Митина – заявила, что Greenpeace, Всемирный фонд дикой природы (WWF) и другие международные экологические организации «подрывают развитие России». Возникает вопрос: а как относиться к деятельности экологических организаций, работающих на юге страны, которых, для понимания читателей, десятки? Ставки в геополитической игре резко выросли, и в новых условиях особенно важно понимать, что движет экологическими активистами.

Известный российский специалист в области экологии Александр Водяник, много лет проработавший в различных регионах Юга России, назвал себя однажды экологом «бирюзовым» – то есть конструктивно настроенным, а радикально настроенных эко-активистов отнес к категории «темно-зеленых», отметив, что такие радикалы – «большевики сегодняшнего дня», которые верят, что «в сфере экологии должна действовать диктатура, только не пролетариата, а строго определенных членов якобы гражданского общества».

Понять, кто на Юге России эколог «бирюзовый», а кто – не очень, помогут ведущие политологи макрорегиона. Специалисты считают, что мотивация у известных экологических организаций самая разная. По мнению одного из победителей федерального конкурса политологов Романа Базикова, диапазон мотивации экологических групп простирается от «от любви к природе и заботе о ее сохранении до банальной отработки грантов, в первую очередь зарубежных, а порой и участия в бизнес-конфликтах на стороне одного из участников, зачастую иностранного». О том же говорит и основатель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий Арьков: «Использование темы экологии, находящейся на личном контроле президента России, очень удобно для организации откровенно политических акций, направленных как против местных оппонентов во власти (чаще всего – главы субъекта Федерации), так и против действующей власти в целом. Нередко экологическая тематика используется для медийной раскрутки политической персоны или становится предметом торга крупных групп влияния с местной властью».

Подобные моменты в той или иной мере можно найти практически в любом из экологических конфликтов – например, в прошлогоднем конфликте вокруг строительства автомобильной трассы через Волго-Ахтубинскую пойму в Волгоградской области. По словам Арькова, протест инициировали собственники элитной загородной недвижимости, вблизи которой прошла бы новая федеральная автотрасса, нарушив их роскошное обитание в заповедном месте и понизив рыночную стоимость их объектов. Сначала в проведении протестных акций были задействованы местные экологические активисты, а с февраля к ним подключился российский Greenpeace.

«Данная тема заинтересовала ближайшее окружение ныне находящегося под следствием экс-руководителя Следственного управления Следственного Комитета России по Волгоградской области Михаила Музраева, многие годы считавшегося теневым губернатором региона. Также экопротест в Волго-Ахтубинской пойме с той же целью – отставки губернатора области Андрея Бочарова – с разной степенью скрытности поддерживают (финансированием и выходом на «высокие» кабинеты в Москве) представители местных политической и бизнес-элит, ущемленных действиями Бочарова», – рассказывает Арьков.

Представители Greenpeace несколько раз обращались в Генпрокуратуру с жалобами, что строительство дороги ведется с нарушениями рекомендаций экологов и приведет к гибели реликтовых дубов на территории Волго-Ахтубинской поймы. Однако на деле оказалось, что проект получил все необходимые согласования и успешно прошел государственную экологическую экспертизу. В аппарате губернатора Волгоградской области опубликовали карту, согласно которой в зоне строительства находится не более 0,2% от общего числа деревьев в границах природного парка. Реликтовые дубы не пострадают совсем, а взамен тех, что будут вырублены, планируется посадить в 10 раз больше новых. Более того, чиновники обещают, что за саженцами дубов и других деревьев в Волго-Ахтубинской пойме будут ухаживать в течение 10 лет с момента посадки, чтобы убедиться, что к 2030 году территория получит полноценные лесные участки.

Тем не менее, представители GreenPeace продолжают утверждать, что все это не компенсирует ущерб от строительства. «Заявления о том, что все на пути трассы подлежит вырубке, это не более чем спекуляции. Но если смотреть на карту, согласитесь, эта стройка сразу по-другому воспринимается. Поэтому попытки раскачать экологическую общественность, в том числе на федеральном уровне – это очередная игра в политэкологию», – заявил по этому поводу депутат Государственной думы Николай Николаев.

В Крыму массовые протесты вызывают планы по строительству в Форосском парке нескольких новых объектов. По словам крымского политолога и политического эксперта Владимира Джараллы, дело здесь тоже скорее в политике. В украинский период на Южном берегу Крыма начался масштабный передел земли с целью застройки. «После воссоединения Крыма с Россией этот процесс прекратился и даже кое-где пошел вспять по пути возвращения объектов, однако новые масштабные планы по застройке Форосского парка породили ощущение, что передел земли в частных интересах вернулся», – говорит Джаралла.

Экологические конфликты и связанные с ними протесты наблюдаются и в других регионах Юга России. Например, в Ростовской области протестуют по поводу застройки левого берега Дона, в Краснодарском крае – сбросов в Черное море неочищенных коммунальных стоков, в Адыгее – застройки плато Лаго-Наки, в Астраханской области – строительства порта Оля. Во многих случаях нетрудно проследить мотивы, далекие от защиты природы. Ведь всколыхнуть общественное мнение на волне модной экологической тематики совсем нетрудно. «Этому помогают отсутствие информации, полной и достоверной, понятной и убедительной, общее недоверие к властям и расхожее мнение, что бизнес волнует лишь прибыль, а на все остальное ему наплевать», – говорит ростовский политтехнолог Артем Дерипалка.

Конфликты, по мнению экспертов, обостряются в период любых предвыборных кампаний, как федеральных, так и региональных, и в целом зачастую связаны именно с политической борьбой. Например, эксперты увязывают активность одной из экогрупп Краснодарского края, группы «Чистая Тамань», со стремлением двух ее лидеров Ольги Пономаревой и Александра Солдаева вернуться в ряды КПРФ, откуда их ранее исключили. По мнению политологов, иначе трудно объяснить, почему данная группа по-прежнему концентрирует свою деятельность вокруг строительства химических заводов в Тамани (Темрюкский район), в то время как никаких новостей вокруг строительства этого объекта нет с лета прошлого года.

Экологию в последнее время все чаще используют как «таран», чтобы создать определенный «хайп», отмечает Виталий Арьков. Прошлым летом «Чистая Тамань» разместила петицию «Против строительства химзаводов в Темрюкском районе» на сайте change.org, которую уже подписали 140 тыс. человек – поражающая воображение цифра. «Но здесь интересно что – данный сайт печально знаменит отсутствием верификации голосов и накрутками. К тому же ресурс иностранный, потому никакого влияния в зоне юрисдикции РФ он оказать попросту не может, – поясняет эксперт. – Зато петиция на официальном ресурсе «Российской общественной инициативы» roi.ru могла бы. Однако любопытно, что на этом ресурсе, на котором каждый голос привязан к ЕСИА (Единая система идентификации и аутенфикации пользователей, связанная с порталом Госуслуг. – «НГ») аналогичный документ «Чистой Тамани» за несколько месяцев собрал чуть более 30 подписей».

С началом украинского кризиса часть активистов поумерила свой пыл, ведь теперь нападки на попавших в непростую ситуацию промышленников могут смотреться некрасиво. С другой стороны, пространства для политического протеста стало меньше, и экологическая повестка становится своего рода безобидной отдушиной, вентилем для спуска пара. В экологических акциях находит выход недовольство жизнью в целом, начиная от низкой зарплаты и заканчивая отсутствием карьерных перспектив, и угрозы для окружающей среды здесь только повод, часто это угрозы надуманные и даже мнимые.

Конечно, мотивация экологических групп бывает разной. Во многих случаях граждане действительно озабочены защитой природы, но иногда экогруппы работают как вывески, прикрывающие реальные интересы их создателей и бенефициаров. «Лакмусовая бумажка в этом плане – наличие у экологической организации правдивой рабочей повестки, совпадающей с реальностью. Если такая повестка имеется – значит, велики шансы, что речь идет о конструктивно настроенной «бирюзовой» структуре», – отмечает Владимир Джаралла.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков: Си Цзиньпин смещает главных генералов за коррупцию

Константин Ремчуков: Си Цзиньпин смещает главных генералов за коррупцию

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 26.01.26

0
2838
Бизнес-планы предприятий резко разошлись с прогнозом Центробанка

Бизнес-планы предприятий резко разошлись с прогнозом Центробанка

Анастасия Башкатова

Население и компании пока не поверили в скорое достижение цели мегарегулятора

0
1766
Кто оказался прав – Маркс, Ленин или… Бернштейн

Кто оказался прав – Маркс, Ленин или… Бернштейн

Сергей Правосудов

Судьбу Советского Союза в итоге решила низкая производительность труда

0
3485
Дорожная карта колонизации Марса расписана на весь XXI век

Дорожная карта колонизации Марса расписана на весь XXI век

Андрей Ваганов

Но пока никто убедительно не объяснил, зачем нужно наше присутствие на Красной планете

0
4985