0
3025
Газета Политика Печатная версия

15.01.2024 20:41:00

Участники выборов президента делятся на туристов и работяг

Вариант бюллетеня с более чем четырьмя кандидатами возможен, но маловероятен

Тэги: президентские выборы, подписная кампания, путин, харитонов, слуцкий, даванков, надеждин, экспертное мнение


президентские выборы, подписная кампания, путин, харитонов, слуцкий, даванков, надеждин, экспертное мнение Кандидат КПРФ Николай Харитонов прибыл в Хабаровский край вслед за президентом. Фото с сайта www.kprf.ru

Как выяснила «НГ», выдвиженец «Гражданской инициативы» Борис Надеждин настаивает, что сбор подписей за него обрел «лавинообразный характер». Он представляет собой одного из немногих электоральных работяг, остальные выглядят больше политтуристами. Например, кандидат КПРФ Николай Харитонов с 15 по 17 января пребывает в Хабаровском крае, как бы идя по следам президента РФ. Кандидат ЛДПР Леонид Слуцкий, наоборот, вернулся в Москву, чтобы провести форум содействия СВО. Кандидат «Новых людей» (НЛ) Владислав Даванков в Екатеринбурге поговорил о свободе в интернете. Прочие якобы совмещают технические мероприятия с региональными поездками. Эксперты разошлись во мнениях насчет того, будет ли в бюллетене лишь четыре графы или все-таки больше.

Надеждин заявил «НГ», что его дела обстоят лучше, чем предрекают в ряде СМИ или в соцсетях: «Насчет моей кампании все почему-то ударились в депрессивное настроение – мол, и подписей за две недели мало, и пожертвований. Но сообщения, что подписи собирают с 28 декабря, не соответствуют действительности. На самом деле, штабы начали это только 9 января, а сначала мы собирали пожертвования и как раз пытались открывать эти штабы, хотя в праздники арендовать помещения просто нереально».

Он также подчеркнул, что публикуемые в ЦИК данные по избирательным счетам быстро устаревают. К примеру, у него сейчас не 3 млн руб., а около 10 млн. И примерно тысяча сборщиков по стране. «Сам сбор автографов носит лавинообразный характер, по моему опыту, происходит так – сначала удвоение, потом утроение. Прямо сейчас люди стоят в очередях в наших офисах, чтобы расписаться. То есть, как всегда, сперва сбор идет вяло, а потом в последнюю неделю подписей часто переизбыток», – пояснил «НГ» Надеждин. И он настаивает, что расчет в том, чтобы уже за нынешнюю неделю собрать 30–50 тыс. подписей. Сейчас же есть 12 тыс., но это, по его словам, только те, которые успели отсканировать или физически прислать в Москву. Как утверждается на сайте Надеждина, открыты и работают 56 региональных штабов. Таким образом, данный «протокандидат» уверен, что его шансы на регистрацию остаются высокими.

При этом Надеждин успевает и проводить региональные выезды, например, он посетил Петербург. Правда, чаще всего это делается для того, чтобы через встречи с гражданами и местными известными людьми подстегнуть подписную гонку. То есть чисто кандидатские визиты для Надеждина пока роскошь, сейчас он один из немногих электоральных работяг среди всех возможных участников президентской кампании. Представители парламентских партий, наоборот, выглядят полноценными политическим туристами. Скажем, Харитонов вслед за президентом РФ отправился на Дальний Восток – в Хабаровский край. Напоминая, что КПРФ – это партия не только рабочих, но и крестьян, он посетил фермерское хозяйство «Краснореченское». 16 января Харитонов вместе с большой партийной командой примет участие в форуме «Развитие Дальнего Востока», а уже 18-го числа будет в Москве – на пресс-конференции руководства КПРФ.

Слуцкий, наоборот, пока по регионам ездить перестал, в столице он организовал свой форум – по содействию СВО «Плечом к плечу». В качестве популярных инициатив от него за последние дни прозвучали предложения расширить налоговые льготы для бизнеса. Даванков же продолжает отрабатывать либерально-модернистскую повестку. В одном из игровых клубов Екатеринбурга он рассказал киберспортсменам о том, что сам в этой сфере действует с 14 лет: «Уже тогда, в 1998 году, мы понимали, что за интернетом – будущее. Сейчас киберспорт признан официально, а игроки зарабатывают миллионы долларов».

Среди множества потенциальных кандидатов от небольших непарламентских партий или самовыдвиженцев трудно выделить кого-то наиболее активного, чтобы отнести его к категории работяг, однако и внутренним туризмом они чрезмерно не увлекаются. По поводу того, собирают ли эти выдвиженцы подписи для своей регистрации или больше рассчитывают на административные указания сверху, сказать что-то определенное сложно. Можно считать, что если такие кандидаты над чем-то и работают, то в основном – над созданием информповодов. Поэтому все более значимым становится вопрос о том, сколько в итоге может оказаться строчек в бюллетене, который будет предложен гражданам 15–17 марта. Окажутся ли там только четверо кандидатов или все-таки немного больше, а если так – то насколько? Эксперты, опрошенные «НГ», на этот счет во мнениях разошлись.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Уже много раз говорил, что никто, кроме кандидатов от парламентских партий, в эту кампанию не нужен. Например, спойлер Харитонова от «Коммунистов России». Или, скажем, прогресс уже олицетворяет Даванков, а тогда зачем кто-то еще? Так что все кандидаты, кроме четверых, – это белый шум. Некое напоминание людям о выборах, демонстрация демократичности и открытости. Регистрировать же таких кандидатов власти ни к чему». По мнению эксперта, «в крайнем случае возможна регистрация Сергея Бабурина, чтоб показать ничтожность электоральной ниши «сердитых патриотов». «Богданов, кстати, в состоянии собрать подписи. Но что дает его выдвижение? Рассказ в мировых СМИ о том, что главный российский масон смог снова стать кандидатом в президенты? Но это повторение пройденного», – констатировал Калачев.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что не все кандидаты выглядят техническими. Например, тот же Надеждин на эту роль не годится, поскольку он не в консенсусе по СВО. «При этом Бабурин, Малинкович и Богданов все-таки выглядят техническими и даже экзотическими кандидатами, которые отнимут голоса у кандидатов системных. Малинкович – у Харитонова, Бабурин – у Слуцкого, а Богданов – у Даванкова. Представить же себе ситуацию с одновременным снятием с выборов тройки парламентских оппозиционеров сегодня невозможно, а именно на такой случай у Кремля в прошлые кампании и были технические кандидаты. Но сейчас необходимости в этом нет», – уверен эксперт. Поэтому-то, «если в администрации президента не хотят обидеть КПРФ, ЛДПР или НЛ, то вряд ли технических кандидатов зарегистрируют, чтобы не уменьшать их и так незначительные результаты, на которые они заранее согласились в рамках консенсуса с властью». Между тем, отметил Макаркин, регистрация Надеждина остается под вопросом, его ждут как технические, так и политические трудности. Будут сложности с проверкой подписных листов в ЦИК, тем более что пока в администрации президента, видимо, до сих пор еще обсуждают допустимость участия в выборах протестного кандидата-пацифиста. И как только решится этот политический вопрос, будет определен и уровень строгости техпроверки в ЦИК. «Надеждина трудно назвать политиком-харизматиком, поэтому кого-то вдохновить он вряд ли способен, но за него могут голосовать по старой памяти, как, например, прежде за Явлинского. Но одно дело, если результат такого кандидата будет заведомо маргинальным, а другое – если есть риск, что он активирует протестный электорат», – подчеркнул Макаркин.

Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин заметил: «Концепция «Ноева ковчега», то есть кандидатов числом более четырех, пока остается под вопросом, но одновременно еще можно себе представить, что на выборы выйдут от пяти до восьми человек. Чем больше, тем лучше, это только сильнее легитимизирует выборы. Конечно, экзотические кандидаты, вроде Рады Русских, вряд ли нужны власти. Но опытные политики только оживят кампанию, а многие нынешние участники как раз опытные актеры третьего плана». Поэтому скорее всего ЦИК будет идти навстречу везде, где только можно, при условии правильного оформления документов. Что касается кандидатов от системных партий, то вероятность небольшого количества голосов тех не смущает: «Главное для них – это договоренности с администрацией президента по поводу 2026 года. То есть эта кампания для парламентских партий скорее задел на выборы Госдумы, а сейчас важно обозначение своего участия. Например, эсэры вообще никого не выдвинули, но они прорабатывают новое кредо лоялистской партии». 


Читайте также


Российский бизнес хочет предсказуемости

Российский бизнес хочет предсказуемости

Ольга Соловьева

Чиновники обещают донастроить налоговую систему уже в мае

0
1659
В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
1626
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1943
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1628

Другие новости