Депутат Госдумы от КПРФ Алексей Куринный (в центре) поднял однопартийцев на защиту малого бизнеса. Фото с сайта www.kprf.ru
В Ульяновской области коммунисты вступились за права предпринимателей, обиженных введенными ограничениями. Около сотни бизнесменов пришли жаловаться в обком на исполнительную власть региона, который возглавляет член ЦК КПРФ Алексей Русских. И хотя на защиту экономических свобод встала вся депутатская вертикаль КПРФ, там уверяют, что, мол, конфликта с «красным губернатором» нет. Впрочем, запросы на его урегулирование были направлены именно в федеральный Центр. Эксперты отмечают, что оппозиционным думским партиям все сложнее воздействовать на своих выдвиженцев, а для тех партийная принадлежность потеряла былое значение.
Об ульяновском феномене противостояния между «красным губернатором» и его родной партией сообщил центральный сайт КПРФ.
Депутат Госдумы Алексей Куринный, депутат областного Заксобрания Роман Султашов и депутат гордумы Ульяновска Александр Бочкарев пообещали «поддержать предпринимателей в их публичной активности».
Коммунисты при этом уже направили запросы в правительство РФ, Генпрокуратуру и федеральному бизнес-омбудсмену. Суть жалобы предпринимателей в том, что владельцам нестационарных торговых точек разрешили продлевать аренду земель на срок не более 12 месяцев, хотя федеральное законодательство предусматривает срок до 7 лет, что в большинстве регионов и сделано. Видимо, потеряв надежду решить вопрос самостоятельно, бизнес и вышел на коммунистов. Исходя из логики, что раз губернатор избран от КПРФ, то на него можно как-то повлиять по партийной линии.
На сайте КПРФ суть конфликта, кстати, изложена без каких-либо уточнений по поводу мнения исполнительной власти региона. Тот же Русских в данном сообщении вообще не упоминается. «Сейчас, после истечения одного года продления договоров, многие предприниматели вынуждены работать, что называется, «на птичьих правах» и могут быть изгнаны со своих мест, которые они арендуют по 10–15 лет. А это и возможная потеря сотен рабочих мест, каналов сбыта продукции для малого бизнеса, и тысячи недовольных покупателей. У чиновников от такого передела своя выгода – выставить участки на торги и якобы получить дополнительные средства», – возмущаются коммунисты.
И указывают, что предприниматели уже обращались к региональному уполномоченному по защите прав предпринимателей, в прокуратуру области, к министру экономразвития, главе Ульяновска и, конечно, к председателю правительства Ульяновской области. «Однако пока никакой реакции со стороны официальных лиц нет», – подчеркивают в КПРФ. «Предприниматели Ульяновской области готовы коллективно бороться за свои права. В этой связи депутаты от КПРФ взяли ситуацию с ущемлением их прав на особый контроль, и нами намечен план совместных действий», – сказано в сообщении на сайте. Таким образом, ситуация обрисована в максимально конфликтном виде, однако сам депутат Госдумы Куринный в беседе с «НГ» с такой точкой зрения не согласился.
Он уверил, что никакого конфликта между губернатором и его родной партией просто нет. «Это абсолютно техническое постановление правительства, причем давнее – от 2022 года. Просто именно сейчас около 100 предпринимателей столкнулись с проблемой, которую оно влечет, лицом к лицу. И они обратились к нам за помощью. Губернатор здесь ни при чем – и мы сейчас обратились в том числе и к нему за помощью», – пояснил Куринный. Впрочем, главу ульяновского правительства, который подписал данное постановление, конечно, можно считать не только бывшим, но и не имеющим отношения к губернатору Русских. Однако именно он, вступив в должность в начале октября 2021 года, уже через месяц сделал председателем облправительства Владимира Разумкова. И тот с ноября прошлого года перешел на позицию замгубернатора Ульяновской области после того, как там изменилась структура исполнительной власти. Однако Куринный настаивает: «Это никоим образом не борьба с губернатором. Вопрос технический и решаемый. А пока мы обратились за юридической экспертизой с просьбой дать оценку этому решению к компетентным органам: имело ли правительство области право принимать такое постановление или не имело?»
Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков пояснил «НГ», что хотя конфликт между ульяновскими предпринимателями и властями очевиден, коммунисты не могут обратиться к Русских по партийной линии. Хотя бы потому, что именно этот «красный губернатор» наименее встроен в партийную вертикаль. Потому депутаты-коммунисты и действуют по шаблону, как с любым другим губернатором из «Единой России», то есть пишут запросы и обращения. Кстати, иногда решить вопрос публично, а не кулуарно действительно проще. Причем и для самого губернатора, который отчитается перед администрацией президента, что он, дескать, не идет на поводу у своей партии, а купирует публичный скандал.
В целом же Гращенков обратил внимание на реальное противоречие: «Губернаторы встроены в вертикаль исполнительной власти по должности, в то время как, согласно партийному статусу, они должны оказывать услуги и своим. Но в нынешнюю эпоху главам регионов становится все сложнее разрываться между ними и ЕР, которая максимально плотно курирует именно оппозиционных губернаторов». При этом он подчеркнул, что совсем уже ставить крест на партийности губернаторов не стоит. Все-таки какая-то выгода оппозиционным партиям от них тоже есть. Хотя бы потому, что на выборах разного уровня, помимо результата партии власти, они отвечают и за проценты своих политструктур. Потому что низкие показатели – это удар не только по этим партиям, но и по репутации губернаторов.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ»: «Наверное, у ульяновских коммунистов и нет возможности обратиться к губернатору по партийной линии. Тем более что главы регионов действительно встроены в исполнительную вертикаль, родные партии имеют на них слабое влияние. Исключения вроде хакасского Коновалова редки. И тот же Русских избирался точно так, как все остальные губернаторы. То есть его судьба зависит не от КПРФ, и логично, что он ориентируется прежде всего на федеральный Центр». Но Макаркин объяснил и логику действий депутатов от КПРФ. Если бы они обратились публично к губернатору, то, во-первых, это было бы признание наличия конфликта между ними. А во-вторых, если бы в результате он им не ответил или прислал бы отписку, то это был бы удар по имиджу и депутатов, и партии в данном регионе. Запрос же в федеральные ведомства, напротив, подчеркнет значимость депутатов и их партии.
При этом Макаркин уверен, что выгода для партий в обладании собственными губернаторами все-таки есть. Хотя бы в том, что тогда власти всех уровней опознают в оппозиционерах системные силы, чьи лидеры не только встречаются с президентом, но и имеют своих региональных начальников. А значит, им нельзя сильно противодействовать, например, в ходе выборов. За рамками предвыборных кампаний, правда, есть и минусы, например, «за косяки губернаторов ругают их родные партии».