Коммунистам в Ростове-на-Дону разрешили провести малочисленную уличную акцию протеста. Фото с сайта www.kprf.ru
По информации «НГ», в КПРФ не оставили идеи выйти к народу с новым Основным законом. Образцом его концепции, как выяснилось, стала сталинская Конституция 1936 года. Хотя документ появится после выборов в Госдуму-2026, он будет частью агиткампании. Вместе с партийным законопроектом о Конституционном суде РФ, который появится на днях, и Избирательным кодексом, который уже представлен. Партии парламентского типа свою оппозиционность приходится демонстрировать через правовые инициативы, ведь уличные протесты могут напомнить властям о прежнем союзе левых с несистемщиками. Тогда как думская риторика даже высокого градуса пока вроде бы не нарушает дозволенных рамок.
Глава рабочей группы КПРФ по разработке новой Конституции депутат Госдумы Юрий Синельщиков сообщил «НГ», что уже готовы три папки материалов, но обсуждение пока проходит сугубо предварительное. До конца года коммунисты смогут представить только свою инициативу по поводу Конституционного суда (см. «НГ» от 19.11.25). Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству от КПРФ пояснил, что «концептуально текст в принципе готов, там осталось подправить кое-какие мелочи и формулировки». А вот проект нового Основного закона страны появится для всеобщего обозрения точно уже в следующем созыве Госдумы.
Напомним, что 5 декабря – в очередную годовщину сталинской Конституции – КПРФ провела круглый стол, в самом названии которого был очевидный намек: фраза о «фундаменте для социалистической Конституции XXI века». Синельщиков выступил на мероприятии одним из ключевых докладчиков, назвав шесть главных положительных отличий того варианта советского Основного закона от ныне действующего, причем, конечно, с учетом поправок 2020 года, которые левые критикуют не столько за содержание, сколько за неправовой формат утверждения.
Одним из пунктов критики является отсутствие в Конституции-1993 (2020) отдельной главы об избирательной системе. Поскольку выборное законодательство изменчиво и противоречиво, необходимо его стабилизировать именно конституционными нормами, подчеркнул Синельщиков. Но пока можно обойтись и Избирательным кодексом, который фракция КПРФ внесла на рассмотрение Госдумы еще в начале 2023 года. На вопрос «НГ», когда этот проект может быть рассмотрен, Синельщиков сообщил, что в плане декабрьских заседаний его нет, коммунисты рассчитывают, что документ будет обсужден уже на весенней сессии. Это, наверное, даже более логично с точки зрения агитационной кампании в ходе выборов будущего года.
При этом глава рабочей группы КПРФ по разработке новой Конституции пояснил «НГ», что пока нет и четкого концепта нового Основного закона. Хотя план по продвижению этой инициативы, очевидно, имеется. Например, готовится перевнесение законопроекта о Конституционном собрании: «Потому что мы соберемся принимать новую Конституцию, а Конституционного собрания-то и нет, хотя закон такой должен быть». Синельщиков однозначно заявил «НГ»: «Мы от идеи написания новой Конституции не отказались». Однако напомнил: «Сейчас у страны во внутренней и внешней политике есть проблемы, может, и не более важные, но более острые, которые держат нас за горло. Поэтому ни народ, ни руководство страны не будет принимать новый Основной закон в этих условиях».
Таким образом, видимо, подчеркивается, что КПРФ – это системная оппозиционная партия, которая не собирается вставать поперек исторического процесса. Впрочем, в последнее время коммунисты активизировали и свою критическую риторику, и даже протестную деятельность на улице. Например, на днях с трибуны Госдумы член президиума ЦК депутат Сергей Обухов подверг сомнению эффективность нынешней государственной системы в экономической, социальной и политической сферах. То есть нелицеприятно отозвался и о результатах деятельности нынешних руководителей. Председатель Госдумы Вячеслав Володин на это заметил, что коммунисты уже раз потеряли власть вместе со страной, а потому сейчас им стоило бы подумать, как правильно встроиться в действующую систему. Спикеру последовал ответ, правда, заочный, поскольку на Охотном Ряду получить слово для оперативной полемики не так уже и просто. Глава юрслужбы КПРФ Георгий Камнев через партийные медиаресурсы напомнил «Единой России»: «По действующей Конституции народ определяет, какая власть будет в нашей стране». И заявил, что КПРФ – это самостоятельная и независимая партия, которая не собирается «встраиваться в хвост» ЕР.
А вот в Ростове-на-Дону партии удалось организовать митинг в защиту социальных прав граждан и против повышения расценок в ЖКХ. «Нет тарифному и ценовому грабежу! Да – социально-экономическому благополучию людей труда!» – говорилось в лозунгах и резолюции этой акции. Несмотря на ее малочисленность, такой выход на улицу сам по себе можно считать редкостью, массовая протестная работа КПРФ сведена на нет и запретами властей, и, очевидно, осторожностью и самоограничениями парторганизаций на местах.
«НГ» поинтересовалась у экспертов, с чем может быть связан всплеск оппозиционности КПРФ – с подготовкой своего рода «годового протестного отчета» или же плана-графика на грядущие выборы в Госдуму и заксобрания 39 субъектов РФ.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что «лояльно-протестный кентавр КПРФ не может существовать без соответствующей риторики», которая временами, может быть, и отходит на второй план, но никогда не исчезает. Исключением стали президентские выборы 2024 года – и тогда электоральный результат для левых оказался плачевным. А перед думскими выборами актуализировать оппозиционность можно – и теперь для этого уже самое время. Ведь как общепротестный, так и традиционный электораты КПРФ все же хотят большей протестности в избирательной кампании. И партия будет идти навстречу этому пожеланию хотя бы на уровне риторики.
Что касается новой Конституции, то это работа на ядерный электорат, потому что «сталинская Конституция» как раз может отпугнуть городского протестного и молодежного избирателя, который в 2026 году жизненно необходим КПРФ. Так что отложить презентацию нового Основного закона – это логичное решение. Хотя Макаркин напомнил, что сама по себе партийная Конституция – это вряд пересечение красных линий, которые КПРФ в последние годы стремится не нарушать. Потому что сейчас таковые есть четко по четырем вопросам: внешняя политика, оборона, безопасность и борьба с экстремизмом. То есть, например, блокирование с несистемщиками, от которого коммунисты как раз и отказались. «Что бы они ни говорили и какие бы митинги ни проводили, выхода за рамки не будет. Вот если бы КПРФ выпустила новый проект Конституции и на стотысячном митинге потребовала бы его принятия или объявила всеобщую забастовку в его поддержку – это был бы выход за красные линии. А риторика и малочисленные акции таковыми не являются», – подчеркнул Макаркин.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ», что коммунисты все время замеряют рейтинги своей партии и смотрят за социологическими исследованиями. «К официальному старту кампании у них явно есть планы нарастить поддержку любыми способами. Главное для них в этом деле – это привлечь электоральную периферию, то есть настроенный протестно городской электорат. А для этого им важно демонстрировать, что они по-прежнему главная оппозиционная партия в стране. Отсюда и радикализация риторики, и продвижение различных законопроектов, включая Избирательный кодекс, и попытки организовывать митинги. Скорее всего предвыборная тактика КПРФ будет именно общепротестного характера, что может сработать на фоне заметного ухудшения социально-экономического самочувствия. Однако те же «рассерженные горожане» должны поверить в серьезность намерений партии», – пояснил он. При этом, по словам Калачева, выхода партии за красные линии и не предвидится. «Скорее левые стремятся представить себя именно партией альтернативы. Отсюда и законодательные инициативы, и намеки на готовящийся проект новой Конституции. Это демонстрация, что другим партиям такое не по силам, а коммунистам – вполне», – заметил Калачев.


