0
3303
Газета Печатное дело Интернет-версия

06.12.2006 00:00:00

Полифония веры и разума

Матвей Селиверстов

Об авторе: Матвей Сергеевич Селиверстов - религиовед.

Тэги: хабермас, ратцингер, бенедикт xvi, диалектика секуляризации


Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Диалектика секуляризации. О Разуме и Религии/ Серия «Современное богословие». – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. – 112 с.

В январе 2004 г. в Баварской Католической академии (Мюнхен) состоялась встреча известного немецкого философа, одного из теоретиков так называемого секулярного гуманизма Юргена Хабермаса и префекта Конгрегации вероучения Римско-Католической Церкви кардинала Йозефа Ратцингера, будущего Папы Римского Бенедикта XVI. «Интеллектуальные антиподы» – либеральный мыслитель и консервативный кардинал – выступили с докладами, тексты которых стали основой выпущенной ББИ книги «Диалектика секуляризации. О Разуме и Религии». Философ и богослов говорили об основах современной секулярной культуры, перспективах европейского общества в рамках глобальной цивилизации и о фундаментальных для этого общества идеях.

Читатель вправе ожидать от докладов Хабермаса и Ратцингера выражения двух принципиально различных точек зрения. Но вот что любопытно: выводы, к которым пришли собеседники, оказались на удивление созвучными.

Хабермас – олицетворение либерального, секулярного мировоззрения. Еще до встречи с кардиналом он отметил, что религия – «когнитивный вызов» всей современной философии и вместе с ней всему секулярному обществу. Да и сам доклад немецкого философа дает понять: автор обращается не только к непосредственному собеседнику, иерарху Католической Церкви, но и ко всем тем, кто считает себя носителем либеральных идей.

Однако при этом читатель, желая понять основные идеи Хабермаса, должен обладать достаточной философской осведомленностью, уже иметь представление о том, как исторически развивался «секулярный дискурс». Получается, что диалог о состоятельности и месте религиозного сознания в современном обществе можно вести только при наличии специальной подготовки.

Хабермас пытается обосновать самостоятельность образования правового общества. Свобода и права человека, по его мнению, должны гарантировать свободу коммуникации. При этом секулярный дискурс, который имеет свою логику и опирается на разум, – не единственный возможный способ коммуникации, а либеральные принципы не могут и не должны становиться механизмом давления на религиозное сознание.

Рыночные отношения, усиление административной власти в современном обществе, исчезновение из европейского самосознания представлений о национальном и культурном единстве, о солидарности людей как граждан – все это процессы, ведущие к кризису демократического общества. Исчезает «гражданская мотивация». Что делать? Где взять эту мотивацию? Необходим переход к «постсекулярному» обществу, утверждает Хабермас. Его основой станет новый тип коммуникации, «двусторонний процесс обучения», в котором секулярное общество сможет «обогатиться» религиозными понятиями для укрепления мотивации.

Что на это ответил кардинал Ратцингер? У него иная форма аргументации. Хабермас говорит об исторических предпосылках образования правового государства, а нынешний глава Католической Церкви – об итогах научного прогресса и развития светского общества. Человеческий потенциал созидания и разрушения эволюционирует, и эта эволюция ставит вопрос о необходимости своеобразного контроля над разумом, утверждает Ратцингер. Секуляризм превратил человека из высшего творения Бога в часть природы, а биотехнологии могут сделать из него «подопытного кролика», продукт, который можно будет видоизменять. Разумное желание исследовать новые возможности приведет к появлению «человека-прибыли» и «человека-мусора», а понятие естественного права превратится в пустой звук.

Другой вопрос – повсеместное насаждение норм западного правового государства, ведущее к столкновению цивилизаций. Свобода является уделом всех, и поэтому представители других культур также могут создать собственную правовую систему. Ратцингер отмечает, что общие права человека можно дополнить обязанностями человека в зависимости от специфики определенной культуры.

Каково же будущее западной рациональности? Западной культуры в целом? По мнению Ратцингера, будущее – за межкультурным диалогом. Он отмечает, что в современных условиях невозможно создать некий «всемирный этнос» (здесь налицо критика концепции католического теолога-диссидента Ганса Кюнга), универсальной модели взглядов, которая обусловила бы развитие всего мирового сообщества. Культурная полифония – вот что предлагает кардинал Ратцингер.

И здесь уже дискурсы Ратцингера и Хабермаса сходятся в одной точке: необходима не только внешняя «полифония», но и внутренняя, сугубо западная, когда происходит взаимодействие секулярного общества и христианства. В настоящее время ошибочно полагать, что вере нечего сказать человеку, считает Ратцингер. Разуму следует «прислушаться» к голосу веры, найти определенную «коррелятивность» в основаниях рациональности и религиозности, и именно в этом случае полифония станет возможной.

Либерал Хабермас фактически признает за религией функциональный вклад в развитие общественной динамики. Кардинал Ратцингер же вовсе не отказывает секуляризму в «легитимности», он просто призывает рационалистов впустить в свой мир религиозное сознание как «партнера по диалогу». Секуляризм в лице Юргена Хабермаса, в общем, дает на это добро. Остается лишь один вопрос: а что же религиозное сознание получит от такого диалога? Может быть, Хабермасу и Ратцингеру (пусть уже и в новом статусе) стоит еще раз встретиться и все-таки дать на него ответ?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
337
Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Екатерина Трифонова

Единого федерального ведомства по делам приезжих иностранцев пока не просматривается

0
340
До ста пяти поэтом быть почетно

До ста пяти поэтом быть почетно

Сплошное первое апреля и другие стихи и миниатюры

0
248
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
60

Другие новости